Золотые аккорды триумфального сезона
Весна в этом году несколько запоздала, но зимний спортивный календарь почти исчерпан. Спортсмены и тренеры анализируют итоги сезона и уже задумываются о будущих стартах. О победах и планах корреспондент «СВ» беседует с чемпионкой мира по биатлону Дарьей Домрачевой и главным тренером женской сборной Беларуси Андрианом Цыбульским.
– Даша, два малых Хрустальных глобуса за победы в отдельных дисциплинах и второе место в общем зачете Кубка мира. Вы счастливы? Или можно было достичь еще большего?
Домрачева: В прошлом году я завоевала один Хрустальный глобус, в этом – два. Прогресс – налицо. Я довольна. Но вижу и резервы для роста.
– Весь сезон прошел под знаком вашего соперничества с немкой Магдаленой Нойнер, в чем она была лучше вас?
Домрачева: Нойнер – та соперница, с которой приятно бороться. В общем зачете Кубка она выиграла у меня всего 20 очков. В каждой гонке всегда есть свои нюансы, начиная с хода по дистанции и заканчивая скорострельностью. Какие-то маленькие плюсики в итоге и сложились в небольшое преимущество немецкой биатлонистки.
Цыбульский: Нойнер – великая спортсменка. У Даши свой путь в большом биатлоне – к своему олимпу она идет, быть может, медленно, но верно, прибавляя каждый сезон.
– Даша, вы рады, что Нойнер ушла из большого спорта?
Домрачева: Отнюдь. Чем сильнее соперник, тем почетнее победа. Уход Магдалены – большая потеря для биатлона. Однако это ее выбор. К тому же в мировом женском биатлоне остается еще немало сильных соперниц, с которыми соревноваться не менее интересно.
– Андриан Алексеевич, есть ли какие-то наметки по составу на следующий сезон?
Цыбульский: По составу команды, которая будет готовиться к Олимпиаде в Сочи, мы в основном определились. Это та четверка, которая выступала в эстафете на чемпионате мира в Рупольдинге, плюс – Ирина Кривко, Динара Алимбекова и Надежда Писарева, которая восстанавливается после травмы.
– Чем завершилась скандальная история с патронами для белорусской сборной?
Цыбульский: Ведем переговоры, ищем оптимальный вариант. Возможно, это будет российское оружие и патроны. Точно можно сказать, что болельщикам не стоит беспокоиться: решение проблемы обязательно будет найдено.
– Когда планируете опробовать олимпийские трассы Сочи?
Домрачева: В следующем году на этапе Кубка мира.
Цыбульский: Осенью прошлого года я выезжал в Сочи. Поездка получилась весьма полезной. Очевидно, что сочинские трассы довольно сложные и подготовку к Олимпиаде нужно будет серьезно корректировать.
– Даша, где вам комфортнее всего тренироваться?
Домрачева: Практика нашей предсезонной подготовки такова, что часть времени мы проводим в Раубичах, а часть, причем большую, – за пределами Беларуси, в местах, где есть подходящие условия. Раубичи – потрясающее место, но сама биатлонная база уже не соответствует современным мировым стандартам. И мне приятно было узнать, что Президент Беларуси дал поручение провести реконструкцию легендарного спортивного комплекса. Очень хотелось бы выступить перед родной белорусской публикой.
– Какой самый удивительный или самый дорогой приз вы получили в этом сезоне?
– Самое приятное – это эмоции после удачной гонки. Причем не только мои эмоции, но и радостные чувства людей, которые меня поддерживают. Ради этого стоит трудиться, переносить тяжелейшие нагрузки. Для меня важно получать удовольствие от жизни. Самые приятные эмоции мне принесли две победы в заключительных гонках в Ханты-Мансийске. У всех на финише сезона чувствовалось нервное напряжение, многие хотели завершить сезон на высокой ноте. Две победы там и помогли мне с минимальным перевесом в очках выиграть два малых Хрустальных глобуса.
– Даша, насколько комфортно выигрывать в Ханты-Мансийске, где вы провели свое детство и юность?
Домрачева: Для меня Ханты-Мансийск и весь регион – по-настоящему родное место, где я всегда ощущаю огромную поддержку болельщиков. Мне нравится там выступать. На трибунах собирается много близких и знакомых мне людей, они меня поддерживают, однако тем самым увеличивается и ответственность – не хочется обмануть их надежды. Но, с другой стороны, к сибирскому снегу труднее подобрать смазку для лыж, сложно адаптироваться и к самим морозам.
– В Нягани, где прошли ваши детские годы, родилась известная российская спортсменка Мария Шарапова, чьи родители, как и ваши в свое время, перебрались из Беларуси. Вы знакомы с ней лично?
Домрачева: Пока с Шараповой мне встречаться не доводилось, но, возможно, такое случится. Во всяком случае, мне бы этого хотелось.
– Очевидно, что успехи Дарьи Домрачевой вызвали повышенный интерес к биатлону в Беларуси, а как это отразилось на наборах в детские спортшколы?
Цыбульский: Действительно, после каждой победы растет количество детей, которые хотят заниматься биатлоном. Они приходят и говорят: «Хотим быть такими, как Даша!» Это здорово!
– Даша, как отнеслось мировое биатлонное сообщество к вашему статусу фаворита?
– Особого напряжения в отношении к себе не чувствую. Наоборот, все больше тренеров признают мою технику на лыжне и ставят ее в пример. А еще все прикидывают, смогу ли я выдержать лидерскую ношу?
– Действительно, в следующем сезоне от вас будут ждать только побед.
Домрачева: Надеюсь реализовать все наши планы на все сто процентов. Но главная цель – победа на Олимпиаде в Сочи. Этому сегодня подчинена вся моя жизнь.
Герман МОСКАЛЕНКО