Охота за крапленым волшебством
Битва за экологическую чистоту на спортивных аренах в прежние годы не шла дальше разговоров и письменных деклараций, никого и ни к чему, если разобраться, не обязывавших. Слов было много. На практике, по сути, ничего. Мелочишка кое-какая. И вот, похоже, дело сдвинулось с точки замерзания. Борьба с крапленым ловкачеством выходит на принципиально новый – законодательный уровень.
В Государственной Думе России состоялось первое заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в области борьбы с договорными играми в спорте. В работе группы принимают участие представители Правительства РФ, депутаты Госдумы, представители счетной палаты, МВД, Генеральной прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета, а также Министерства спорта и Олимпийского комитета России. Как подчеркнул председатель Комитета Госдумы РФ по физкультуре, спорту и делам молодежи Игорь Ананских, договорные матчи позорят спортивную честь страны и им надо всячески противодействовать. Уже разработан законопроект, направленный на борьбу с договорными матчами. Наказание для лиц, мешающих честной спортивной борьбе, предусматривается максимально ужесточить. «Надо бороться за чистоту спорта и интересы зрителей, которые приходят на стадион, чтобы посмотреть на честную борьбу. Поэтому закон должен быть максимально действенным», – отметил Игорь Ананских. Не исключено, что доработанный вариант законопроекта будет внесен на утверждение в Госдуму уже во время нынешней весенней сессии.
А теперь совершим лаконичный экскурс в недавнюю совсем историю, конкретно – в девяностые годы прошлого века, для того чтобы составить себе более четкое и объемное представление о природе этих миллионы раз всеми проклятых, но, судя по всему, как гидра, живучих договорных матчей. А она, природа эта, хамелеонски разнообразна и страшно таинственна. Хотя, как известно, все тайное все равно вылезает наружу когда-нибудь. Хотя бы частично…
Итак – середина 90-х годов. Осень. Конец очередного сезона. На раскисшей после хорошего ливня зелено-бурой поляне (не суть важно, в каком городе) гоняют мяч две команды. Условно – «Х» и «Y». Причем для «Y» результат этой игры не имеет уже никакого значения – она крепко застряла в середине турнирной таблицы, так называемом болоте, и не вылезет оттуда, даже если выиграет. Тогда как для «Х», напротив, победа нужна до зарезу, чтобы подпрыгнуть еще выше по турнирной лестнице.
Но была еще и третья сторона – команда «Q». В турнирной таблице она шла с «X» очко в очко и не могла никак желать конкуренту удачи. Дальше, по рассказу одного из очевидцев, произошло вот что.
После первого тайма команда «Y» неожиданно, но совершенно по делу выигрывала со счетом 1:0. Тем временем тренер «Х» по ходу тайма узнает от своих разведчиков об интересном нюансе. Оказывается, накануне матча в городе побывали посланники «Q» и пообещали игрокам «Y» щедрые премиальные в случае их выигрыша у «Х». По-простому – подмазали ребят. И подмазка сработала. Игроки «Y», казалось, лишенные всякой турнирной мотивации, носились по полю как угорелые, бились, не щадя себя, разве что из трусов не выпрыгивали. И забили не ожидавшему от них такой прыти сопернику заслуженный, трудовой гол.
Матч надо было вытаскивать во что бы то ни стало. И тренер «Х» отреагировал мгновенно. Узнав о засланцах из «Q», побывавших здесь накануне, он поручил своим людям сейчас же, в перерыве между таймами встретиться с представителями «Y» и удвоить сумму премиальных, против той, что пообещали им конкуренты.
И дело было сделано. Во втором тайме команда «Х» не только отыгралась, но и забила победный гол. И после финального свистка, как говорится, граждане разошлись по своим раздевалкам, довольные друг другом.
В нечестных матчах, кстати говоря, не обязательно фигурировали деньги. Это мог быть и безналичный бартер по обмену турнирных очков по принципу – сегодня мы вам, завтра – вы нам. Один молодой, но крайне амбициозный тренер возглавил команду (какую – неважно) и с кипучим энтузиазмом и тщательностью, свойственной честолюбивым новичкам, стал готовить вверенный ему коллектив к следующему сезону. До первого тура оставалась пара недель, когда его вызвал к себе в кабинет один из боссов клуба и по-дружески открытым текстом посоветовал: «Ты не горячись, парень, не бей копытом, нам еще за прошлый сезон шесть матчей отдавать надо…» Услышав такое, тренер сразу увял, сдулся эмоционально, как воздушный шарик. И, не доработав даже первый круг, ушел. Или его ушли. Какая разница.
А вот другая история – в цветах и красках. И даже с запахом. Рассказал по случаю знакомый за чашкой чая. Глубокой ночью он улетал однажды из командировки в Москву. И в пустынном VIP-зале ночного аэропорта наткнулся вдруг на такой натюрморт. В углу прямо на полу, засунув под головы сумки, лежали трое. Все живое вокруг них уничтожалось крепчайшим амбре. Двое, лежавшие по бокам, давно уже были в гостях у Морфея и сладко похрапывали. Третий, лежавший в середине, бодрствовал, насколько ему позволяли силы размягченного организма. Он то и дело морщился, поправляя фокус в своих объективах, и, слюнявя пальцы, пересчитывал толстую пачку купюр, шевеля губами. Рядом стоял еще один персонаж любопытной компании, четвертый, самый трезвый, и сосредоточенно наблюдал за процессом подсчета. В пустом зале неожиданные попутчики не могли не зацепиться языками. Разговорились. Трое, лежавших на полу, оказались арбитрами, отработавшими здесь календарный матч, и тоже улетали. А четвертый – администратором местной команды. Выводы делайте сами.
И никаких намеков на параллели с днем сегодняшним. Боже упаси! Просто в качестве абстрактной зарисовки на заданную тему. Подчеркну еще раз – все приведенные здесь истории относятся к эпохе 90-х – времени смутному, беспокойному, когда многое вершилось не по закону, а по понятиям. И когда один чрезвычайно колоритный тренер мог совершенно спокойно, но громко, чтобы все его слышали, заявить в переполненном зале: «Давал. Даю. Буду давать». И плевать он хотел на журналистские диктофоны и зрачки телекамер. А заодно – на нормы спортивной морали и этики. Подобные заявления с позиции дня сегодняшнего воспринимаются уже как дичь. Первобытная дикость.
Но если депутаты Госдумы настроены столь решительно бороться с договорным злом, значит, повод для этой борьбы все-таки есть и сегодня. Борьбы с неуловимым призраком из девяностых, которого ни разу еще не удавалось сцапать за руку по-крупному.
Борис ОРЕХОВ