«В сборной играем не за деньги, а за страну»
В сборной Беларуси времен Бернда Штанге опорный полузащитник российского «Краснодара» Александр Кульчий действительно видится фигурой практически незаменимой. В этом футболисте органично сочетаются качества и умелого разрушителя, и искусного созидателя. Он великолепно видит поле, способен выдать отточенный пас на 40-50 метров, обладает мощным дальним ударом. А главное – привносит в действия команды надежность и спокойствие, с каким бы авторитетным соперником ни приходилось сражаться. Кульчий близок к преодолению гроссмейстерского по футбольным меркам рубежа – 100 матчей в составе национальной сборной. Остался сущий пустяк – две игры. Тем более что вешать бутсы на пресловутый гвоздь в следующем сезоне Александр, который в октябре отметил свое 38-летие, не намерен.
– Футбол для меня не только профессия, но и огромное удовольствие. Так почему я должен его лишаться, если здоровье не подводит, чувствую себя нормально и спортивный азарт отнюдь не угас? Жена вообще говорит, чтобы спокойно играл до сорока. Пожалуй, так и поступлю. Тем более что сезон в российской Премьер-лиге получается удлиненным, а бросать незавершенное дело я не привык.
– А вы сами можете объяснить свой феномен: как можно в тридцать восемь ни в чем не уступать молодым?
– Думаю, это гены. Мой дед прожил до 87 лет. Воевал, дошел до Берлина. До последних дней имел в деревне большое хозяйство, корову. Наверное, я в него пошел. К тому же у меня нет склонности к полноте, да и серьезные травмы, к счастью, обошли стороной.
– Молодежь в «Краснодаре», вероятно, величает вас Александром Николаевичем?
– Нет, по имени. Не стараюсь как-то выделиться среди ребят, подчеркнуть свой возраст, который нужно уважать. Веду себя со всеми как с ровесниками. Считаю, в команде так и должно быть.
– У вас за плечами уже два десятка сезонов в профессиональном футболе. Какой вспоминается с особым удовольствием?
– Все по-своему значимы и дороги. А лучший… Пожалуй, тот, когда мы с мозырским МПКЦ выиграли золотые медали и Кубок Беларуси. Ведь обошли минское «Динамо», которое было в самом соку – с Белькевичем, Хацкевичем, Качуро и другими классными игроками, еще не уехавшими за границу. Хорошая у нас тогда была команда, приятно вспомнить. А еще обязательно назвал бы свой первый сезон в московском «Динамо» – мы взяли «бронзу» российского чемпионата.
– Можно ли сказать, что вы футболист позднего развития?
– Если учитывать, что начал играть еще в первенстве СССР семнадцатилетним, то вряд ли.
– Тогда чем объясните, что в тридцать шесть были признаны лучшим футболистом страны?
– Мне сложно ответить на этот вопрос. Спасибо специалистам и журналистам, оказавшим такую честь. Для меня их признание было неожиданным и очень приятным. В таком почтенном для футбола возрасте на подобное уже не рассчитываешь.
– В нынешнем сезоне белорусские болельщики рассчитывали на то, что сборная наконец-то пробьется на чемпионат Европы. Увы, их постигло очередное разочарование…
– Мы тоже сильно огорчены. Шансы были отличные, но, к сожалению, не сложилось. Ключевые матчи с боснийцами провели неудачно. Дома все решил не в нашу пользу необъяснимый трехминутный провал в середине первого тайма, а в Зенице игру сломало несправедливое удаление Калачева. Ведь выглядели мы лучше хозяев, даже вдесятером вынуждали их обороняться, всеми способами тянуть время.
– Многие считают, что обещание Штанге вывести сборную на топ-турнир было не более чем декларацией о намерениях.
– Не согласен. У нас действительно была реальная возможность впервые пробиться в футбольную элиту. Прошлогоднюю осеннюю часть отборочного раунда прошли здорово: победили в гостях французов, сыграли вничью с румынами, выиграли у албанцев. А в этом году команду словно заколдовали – травмы выбивали одного игрока за другим. Саша Глеб, Кутузов, Родионов, Тигорев, Юревич, Омельянчук… Не припомню, чтобы когда-нибудь приходилось так перелицовывать состав. Отсюда и посредственные результаты.
– Какой матч назвали бы самым неудачным?
– Однозначно – в Тиране. Во-первых, неудачное время – в марте еще не набрали оптимальную форму. А во-вторых, отсутствовало много ребят из-за травм и дисквалификаций. Игра у нас как-то сразу не пошла, шансов на положительный исход практически не было.
– Штанге завершает работу со сборной Беларуси. Как считаете, кто должен стать его преемником – белорусский специалист или иностранный?
– Не дело футболистов – выбирать тренера. Это компетенция Федерации. Особой разницы не вижу, местный тренер или зарубежный. Главное, чтобы был грамотным, амбициозным и не ломал до основания то, что удалось создать предшественнику. Ведь положительного было сделано немало.
– Например?
– Штанге значительно улучшил условия для подготовки сборной, кардинально поменялось отношение к ней со стороны Федерации. Практически безболезненно прошла смена поколений. В составе появилось много молодых ребят, обладающих большим потенциалом. Шитов, Верховцов, Мартынович, Кисляк, Путило, Нехайчик, Драгун, Филипенко, Гутор – все они завтрашний день сборной. Уверен: она будет, как минимум, не хуже нынешней.
– Вот только группа в отборочном турнире чемпионата мира-2014 досталась «смертельная» – разве реально обойти чемпионов планеты испанцев и экс-чемпионов французов?
– Согласен, крайне тяжело. Но стремиться все равно надо. Мы ведь смогли выиграть в Париже.
– Фигура нового главного тренера сборной важна для вас и по той причине, чтобы он дал возможность провести в ее составе сотый матч и заслужить от УЕФА почетную медаль. Ведь так?
– Не буду кривить душой: естественно, хотелось бы достигнуть этого престижного рубежа. Но загадывать не буду. В любом случае это может произойти лишь в 2012 году.
– Многие склоняются к варианту, чтобы две сборные – национальную и олимпийскую – возглавлял Георгий Кондратьев. Ваше мнение?
– Совмещение – не лучший вариант. Правда, в данном случае оно не затянется – только до Олимпиады, поэтому негативных последствий принести не должно.
– На Игры в Лондон помимо молодых футболистов могут отправиться еще трое возрастных. Если Кондратьев предложит вам, согласитесь?
– Это несерьезно. Убежден, что в Лондон должны ехать те, кто завоевал для страны олимпийскую путевку. Считаю верхом несправедливости возрастное ограничение, из-за которого за чертой состава оказались ребята 1988 года рождения. Коль так, то именно из них Георгий Петрович и должен выбрать трех человек.
– На одной из пресс-конференций Штанге отметил, что, по мнению УЕФА, только в двух европейских странах футбол не является видом спорта номером один – в Беларуси и Литве. Не обидно?
– Да нормальное к футболу у нас отношение. Хоккей, может, чуть превалирует. Но в Беларуси есть БАТЭ – посмотрите, какие команды в Лиге чемпионов он привозит в Минск. О финансовой составляющей вообще не хотелось бы говорить. Мы приезжаем в сборную не за деньги играть, а за страну.
Александр ДРУЯН