Мелодия без звука
В мире большого тенниса назревает очередная запретительная революция. Коснется она, правда, только представительниц прекрасной половины человечества. На взгляд определенной части зрительской аудитории, теннисистки весьма экспрессивно порой проявляют свои эмоции на корте – резкими и пронзительными, как сирена, выкриками. Вот крику и объявят бой.
Ударную борьбу за тишину женская теннисная ассоциация (WTA) намерена начать прежде всего с молодых спортсменок. «На сложившихся, опытных теннисисток воздействовать в этом плане очень сложно, – справедливо заметила исполнительный директор WTA Стэйси Эллестер. – За годы выступлений на корте они привыкли к такой манере игры. Да, кто-то считает ее слишком шумной, доставляющей определенные неудобства соперникам и зрителям. Но переучивать девушек уже бесполезно. Поэтому свою работу мы планируем начать прежде всего с юниоров. Одним из первых шагов предстоящей кампании станут беседы с воспитанниками теннисных школ».
Серьезность намерений боссов WTA подкрепляют выводы американских ученых, которые специально исследовали воздействие на теннисисток посторонних шумов, в первую очередь крика соперницы. Так вот, по мнению исследователей, внезапный крик, как правило, заставляет спортсменку на другой половине корта реагировать на удар с замедленной реакцией, мешает ей точно определить траекторию полета, отчего ответный удар у нее получается не таким акцентированным. При этом сам по себе механизм женского крика до конца не изучен. Но есть предположения, что свои голосовые связки спортсменки напрягают не только для того, чтобы морально подавить соперницу, но и для собственной игровой концентрации. Причем, что любопытно, в ходе экспериментов ученые не смогли доказать, что спортсменки умышленно прибегают к шумовой атаке. Возможно, они это делают совершенно неосознанно, находясь во власти эмоций, вызванных борьбой на корте.
Кто из теннисисток стала автором самого первого пронзительного возгласа, раздавшегося над кортом, никто, конечно, не вспомнит. Но в наши дни самой громкой теннисисткой считается Мария Шарапова. Силу ее крика неоднократно замеряли во время различных турниров. Появлялась даже информация, что верхний предел ее «арии» всего на двадцать децибелов уступает шуму взлетающего пассажирского «Боинга». Звучит сногсшибательно, но мало похоже на правду. Сравнение с «Боингом», скорее всего, предпринято авторами с единственной целью – придать сенсационный шик собственным выводам, и не более того.
Второй по громкости ракеткой мира эксперты называют белоруску Викторию Азаренко. В отличие от Шараповой, она берет не мощью, а продолжительностью музыкальной фразы. В среднем – полторы секунды.
Но суть даже не в этом. Свое недовольство по поводу крика спортсменок, как правило, высказывают «чайники», которые никогда не играли, по крайней мере, на профессиональном уровне. Поэтому им просто невдомек, какая буря эмоций захлестывает спортсменок во время матча. Если даже предположить, что WTA вдруг преуспеет в борьбе за тишину и озвучивать свои удары спортсменкам все же запретят, то на смену крикам неминуемо придут какие-то иные ритуалы сброса градуса эмоций, на фоне которых крик покажется безобидным пустяком.
Андрей АРЕФЬЕВ