САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Спорт

Тормозящий момент

Главной и, видимо, единственной причиной катастрофы самолета Як-42, в результате которой погибла хоккейная команда ярославского «Локомотива», стали  несогласованные действия членов экипажа во время рокового взлета машины в аэропорту Туношна седьмого  сентября.

Главной и, видимо, единственной причиной катастрофы самолета Як-42, в результате которой погибла хоккейная команда ярославского «Локомотива», стали  несогласованные действия членов экипажа во время рокового взлета машины в аэропорту Туношна седьмого  сентября.

К такому выводу пришли специалисты Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском. Пилоты-испытатели провели целую серию натурных экспериментов, во время которых они постарались воспроизвести с  максимально допустимой точностью, но в безопасных пределах, обстоятельства трагического взлета Як-42, предшествовавшие его крушению. В ходе своих экспериментов специалисты ЛИИ использовали в том числе и расшифровку черных ящиков разбившегося Яка.
На расшифрованной записи переговоров членов экипажа во время взлета отчетливо слышна короткая, встревоженная фраза, которую командир корабля бросает одному из своих подчиненных: «Что ты делаешь?..» После этих слов запись обрывается. Как выяснилось впоследствии, свой тревожный вопрос командир экипажа адресовал второму пилоту, который во время разбега машины нажимал педаль тормоза. Почему он это делал – до сих пор остается загадкой.
Одна из версий, которую  высказывают пилоты, сами полетавшие на машинах, аналогичных той, что разбилась под Ярославлем, касается конструкции собственно тормозной педали в Яке. Педаль, по словам некоторых летчиков, достаточно чувствительная и могла среагировать на непроизвольное нажатие ноги второго пилота.
Другие эксперты ставят во главу угла психологический фактор. И не исключают того, что перед самым взлетом среди ведущих членов экипажа могли возникнуть определенные трения, вызвавшие в итоге роковую несогласованность в действиях командира корабля и второго пилота. Когда один – командир – шел, как и положено, на взлет, а второй пилот в это же время, скорее всего, от сильного волнения, вопреки здравому смыслу, стал вдруг нажимать на педаль тормоза.  Что в конце концов и привело к трагедии.
В Министерстве транспорта России, правда, не торопятся принимать эту версию в качестве окончательной. И подчеркивают, что расследование причин авиакатастрофы Як-42, в которой разбилась хоккейная команда «Локомотив», не закончено и не следует делать поспешных выводов. Комментируя саму версию о том, что во время взлета лайнера одним из пилотов могла быть нажата педаль тормоза, заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов сказал, что официально она еще не подтверждена. Однако при этом он не исключил наличие в конструкции кабина Як-42 определенных просчетов. «Если версия с торможением одним из пилотов действительно подтвердится, то станет очевиден конструктивный недостаток данного самолета, связанный с несовершенством эргономики кабины экипажа. Не должно быть такого, чтобы одновременно давить на тормоза, давать взлетный режим и взлетать. Пилотская кабина должна быть организована таким образом, чтобы исключить разнонаправленные действия членов экипажа», – заметил Валерий Окулов.
Иными словами, в самом механизме управления лайнером должна быть предусмотрена функция блокировки, исключающая в определенные моменты параллельное управление самолетом кем-то еще, кроме командира экипажа, – видимо, это имел в виду заместитель министра. Вариант, насколько очевидный, настолько же и спорный. А что если во время взлета или посадки, наиболее опасных фаз полета,  командиру корабля, на которого окажутся законтрены все рулевые гайки, станет вдруг плохо. Второй пилот – не робот. Чтобы разобраться в ситуации, принять необходимое решение, а затем переключить на себя необходимые кнопки, ему  обязательно потребуется какое-то время. Пусть секунды. Но в современной авиации с ее скоростями и мощностью двигателей зачастую, как в песне, все решают мгновения. То есть как раз те самые секунды, которые второй пилот попросту «убьет», выполняя необходимые манипуляции, прежде чем взять управление на себя.
Кстати, сразу после катастрофы в печати проскальзывала информация, что разбившийся в Ярославле Як был в свое время построен по американскому заказу под строжайшим контролем американских специалистов для посла США в России. Американцы в авиации понимают не меньше нашего. А зная их предусмотрительность, можно не сомневаться, что они непременно постарались бы исключить любой, пусть самый незначительный  конструктивный изъян, способный привести к трагедии.
К тому же среди самих авиационных экспертов единства нет до сих пор. Их комментарии ярославской трагедии читаются порой, как анализ разных событий. Даже выводы специалистов ЛИИ, проверенные опытным путем, не смогли убедить тех, кто изначально считал причиной катастрофы не ошибку одного из пилотов, а технические неполадки и даже воздействие окружающей среды. По одной из версий, например, самолет с ярославским «Локомотивом» мог потерпеть катастрофу из-за очень редкого и практически неизученного явления. А именно: из-за так называемого срыва компрессора двигателя, который могли спровоцировать природные факторы, бороться с которыми человек просто бессилен…

Андрей АРЕФЬЕВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  2. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  3. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  4. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  5. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  6. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  7. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  8. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  9. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  10. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ
  11. Школы протестировали детей мигрантов на знание русского языка
  12. В Киеве после утренней атаки случился транспортный коллапс
  13. ЦБ может повысить ключевую ставку в декабре
  14. В МИД Беларуси выразили обеспокоенность травлей белорусов в Польше
  15. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также