Легендарный однолюб
В свои семьдесят три он продолжает трудиться в СКА, причем мэтр белорусского гандбола за всю свою долгую и славную жизнь клубу не «изменил» ни разу. Под руководством Спартака Мироновича минская команда становилась обладателем Кубка европейских чемпионов, Кубка кубков, Суперкубка, чемпионом и обладателем Кубка СССР и много лет – сильнейшим клубом Беларуси. Впрочем, сегодня от того славного СКА остался лишь бренд. Почему так произошло? Что заставляет заслуженного тренера СССР до сих пор трудиться, невзирая на перенесенный летом инфаркт? На эти и другие вопросы он ответил корреспонденту «СВ».
– В чем вы находите мотивацию, чтобы столько лет оставаться в гандболе?
– Думаю, все дело в фанатизме. Без гандбола не мыслю своей жизни. Без тренировок, игр, жесткого, но привычного режима дня… Гандболу я обязан многим, если не всем – титулами, званиями, славой.
– Учитывая ваши огромные достижения в СКА и в сборной
(в 1986-1992 годах Спартак Миронович работал тренером в сборной команде СССР, с которой добился побед на Олимпиадах в Сеуле и Барселоне), вас называют человеком-легендой. Вам самому нравится такой эпитет?
– Чтобы достичь каких-то успехов в гандболе, пришлось очень много потрудиться. Я постоянно учился. В советские времена была здорово отработана система подготовки. Хотя ничто не давалось легко.
– Вам поступали предложения из различных именитых клубов, в том числе и зарубежных. Неужели не хотелось попробовать себя на новом поприще?
– Наверное, я прикипел к СКА всей душой, команда стала частью моей жизни. К тому же по натуре я – однолюб. Желания сменить клубную прописку у меня не возникало никогда.
– А сегодня не хотели бы поработать в сборной?
– Знаете, мне довелось тренировать СКА в ту пору, когда минский клуб был не слабее национальной команды СССР. Сейчас, к сожалению, от той могучей дружины осталось только имя, которому надо вернуть добрую славу. Однако это вопрос уже не только и не столько к тренеру. Сейчас игроки идут в те клубы, где им больше заплатят. Менталитет гандболистов вообще очень изменился с тех пор. Тогда спортсмены играли за Родину, теперь же, увы, больше за деньги. И так во всем мире. Причем не только в гандболе. К сожалению, сейчас такое время, что, наверное, мне больше приходится приспосабливаться к игрокам, чем им ко мне. Ради результата приходится это делать.
– К нынешнему сезону команда значительно обновилась. Не обидно ли снова начинать все практически с нуля? Ведь тренеру вашего уровня наверняка хочется большего, чем просто участвовать в чемпионате.
– Чтобы выигрывать, нужны большие деньги на приобретение легионеров и лучших белорусских игроков. Такими возможностями у нас располагают только минское «Динамо» и брестский БГК. Мы же свое будущее растим сами – набрали вот молодых ребят, команда получилась совсем «зеленая», чего скрывать. Самому старшему – 21 год. Но это – наше будущее. Хотим сделать из них настоящих мастеров, в том числе и с прицелом на сборную. У меня есть надежда, что белорусский гандбол возродится, в сборной появятся сильные исполнители. И тогда мы снова громко заявим о себе.
– Кстати, есть подходящий повод оглянуться в славное прошлое: ровно 30 лет назад белорусская армейская команда покорила свою первую турнирную вершину, став чемпионом и обладателем Кубка СССР. Интересно, среди того золотого поколения СКА у вас были любимчики?
– Среди моих любимых гандболистов – Тучкин, Каршакевич, Шевцов, Свириденко и многие другие. И если кто-то из сегодняшних игроков сможет показать такие же выдающиеся результаты, я с удовольствием включу его в этот список. Но когда это будет, сказать не берусь. С развалом СССР мы оказались никому не нужны. Гандбол начали возрождать сравнительно недавно, но из-за того провала образовалась целая пропасть. Мужская сборная не показывает тех результатов, каких от нее ждут.
– Тем не менее в Беларуси появился игрок экстра-класса, ставший самым дорогим гандболистом мира. Это – Сергей Рутенко, выступающий за испанскую «Барселону». Минчанин уже пять раз выигрывал Лигу чемпионов.
– Такие игроки появляются очень редко. Уверен, если бы Рутенко выступал за СКА в те чемпионские времена, то также выиграл бы много трофеев вместе с клубом и стопроцентно выступал бы за сборную СССР. Он звезда мирового класса. Но каким бы сильным он ни был, в одиночку Сергей не может помочь сборной Беларуси добиться успеха. Гандбол – игра командная. Нам нужно десять, ну хотя бы семь таких ребят, как Рутенко.
– Оглядываясь назад, не жалеете о том, что много лет назад переехали из родного Магнитогорска в Беларусь? Ведь в России гандбол находится на более высоком уровне, чем в Синеокой…
– Кто его знает, как бы сложилась моя судьба, живи я в другой стране, в другом городе. Например, когда-то меня приглашали работать в Киев. Но я остался в Беларуси и никогда не жалел и сейчас не жалею об этом. Здесь у меня все сложилось. На тренерской стезе удалось достичь всего, о чем только можно мечтать.
– Откройте секрет, родители назвали вас Спартаком в честь знаменитого футбольного клуба?
– Нет, мама и папа отдали дань уважения не футболу, а истории и литературе. Спартак – это древнеримский гладиатор, а впоследствии главный персонаж знаменитой книги.
– У вас много спортивных достижений, но жизнь, наверное, состоит не только из турнирных побед?
– Рождение детей, внуков вряд ли сопоставимо даже с самым значимым трофеем. Но семья и спорт – разные вещи. Скажу лишь, что для меня моя работа значит очень многое до сих пор. Если тренер трудится много лет не покладая рук, то разве может быть иначе?
– Напоследок поделитесь, пожалуйста, вашим главным секретом – как научиться побеждать?
– Если все секреты расскажу, то как же мне работать дальше? А если серьезно, то главное, как мне кажется, заключается в профессиональном отношении к делу. В ежедневной пахоте без выходных и проходных. Тогда и успех придет обязательно.
Ирина ПРИМАК