Черный дым над Туношной
Это был рутинный рейс, которых у хоккеистов набегает под сотню за каждый сезон. Около шестнадцати часов на взлетную полосу аэропорта Туношна вырулил самолет Як-42, на борту которого находились игроки и тренеры «Локомотива».
Чартерный борт направлялся в Минск, ярославцы летели на первую встречу стартующего первенства с минским «Динамо». Диспетчер дал разрешение на взлет. Но самолет при разбеге проскочил так называемую точку отрыва и поднялся в воздух, уже выехав с полосы. На земле осталась отчетливая дорожка следов шасси Яка. Очевидцы утверждают: в воздухе самолет практически сразу начал заваливаться на левое крыло, снес матчу радиомаяка и рухнул на берег Волги. При ударе машина развалилась на части и взорвалась. Хвост оказался на берегу. А горящий фюзеляж с пассажирами и членами экипажа отбросило в реку на мелководье. На местной церкви в эти минуты звонили колокола – приближалось время службы.
Трагедию видели здешние жители и медсестра из ближайшей больницы, они же и оказывали первую помощь выжившим. По другой интерпретации событий, первыми на место падения самолета подоспели сотрудники ярославской милиции.
Через несколько часов были озвучены наиболее вероятные версии катастрофы – отказ техники или человеческий фактор. Первой под подозрение попала силовая установка самолета. Однако после того, как специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) провели осмотр и вскрытие «черных ящиков» рухнувшего Яка, выяснилось, что все три его двигателя «исправно работали до момента столкновения с препятствием». А стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение.
Отпали сомнения и в качестве топлива. По заключению экспертов все того же МАКа, авиационный керосин, залитый в баки самолета, вполне кондиционный и не мог послужить причиной рокового сбоя. Более того, перед локомотивским Яком этим же керосином заправили борт на Санкт-Петербург, который благополучно прибыл в аэропорт назначения…
Ярославский «Локомотив», безусловно, будет сохранен и возрожден – это даже не обсуждается. Однако нынешний сезон команда, вероятно, пропустит и вернется на площадки КХЛ только будущей осенью. Президент ярославского клуба Юрий Яковлев подчеркнул, что сейчас первоочередная задача – помочь и поддержать семьи погибших.
Совет директоров КХЛ, руководство клубов и Профсоюза игроков приняли решение, что Кубок открытия, в котором по традиции встречаются победитель и финалист предыдущего розыгрыша главного трофея КХЛ, станет отныне именоваться – Кубок «Локомотива». В память о погибших в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года.
Борис ОРЕХОВ