Страшно, когда уходят молодые
Так считает депутат Госдумы РФ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, известный телекомментатор Олег ЖОЛОБОВ
– Когда мне сказали о том, что в авиационной катастрофе погиб ярославский «Локомотив», я не поверил сначала. Потерять сразу целую команду, стольких людей – такого не может быть, здесь какая-то ошибка. Мне сказали об этом в зале пленарных заседаний Госдумы. Я тут же бросился в свой кабинет, открыл Интернет… Состояние одно – шок. Это – страшная смерть. Я сам без конца летаю и в свой регион, и в другие регионы. И чего греха таить, бывает, сижу в самолете и просто молюсь, как бы чего-нибудь не случилось. Ведь ты тогда ни на что не сможешь повлиять… Я понимаю тот ужас, который испытывают родные и близкие погибших в катастрофе. Никто не возместит им утрату. В такой простой ситуации, рядовой рейс, начало сезона, молодые парни, полные сил, которые хотели играть, жаждали жизни, – и все. В мгновение ока все оборвалось. Когда это представишь, становится невыносимо тяжело. В составе «Локомотива» играли представители сразу нескольких стран, и в каждой из них катастрофа под Ярославлем отозвалась болью и горечью. Люди плакали, зажигали свечи в память о погибших. Но больнее всего случившееся переживают в России и Беларуси. Любые слова для близких погибших, конечно, будут банальными. Но в любом случае общество откликнулось на трагедию моментально. Вечер-реквием в Минске, траурные мероприятия в Ярославле, мне кажется, стали лучшей памятью об этих пацанах.
К сожалению, авиакатастрофа в Ярославле – не первая подобная трагедия, которая случилась в России только в нынешнем году. И многие люди задаются вопросами – когда же наконец череде воздушных аварий, уносящих человеческие жизни, будет положен предел? И что для этого нужно сделать? Во-первых, нужно навести порядок, чтобы была ответственность всех служб, отвечающих за безопасность полетов, за подготовку летчиков, эксплуатацию и обслуживание аэродромов. На первый взгляд все предельно ясно и понятно. Однако, как показывает практика, обеспечить необходимый порядок не всегда получается быстро и эффективно. Потому что иногда за самим словом «порядок» видится исключительно некая кровожадность, когда всех предыдущих нужно посадить, а потом набрать новых и с ними работать. Но даже такие жесткие меры далеко не всегда оказываются эффективными. Это как в хоккее: команда проиграла, давайте всех игроков и тренера выгоним, наберем новых и с ними начнем только выигрывать. Обманчивый мираж. Шарахание из стороны в сторону зачастую приводит, напротив, к еще худшим результатам. Нужна вдумчивая, кропотливая работа с теми людьми, которые непосредственно за все отвечают. Единой таблетки от всех болезней не бывает. Люди должны понимать всю меру ответственности. Когда мы киваем на заграницу по тому или иному поводу, в частности, на США, то в любом случае понимаем, что там, помимо законов, и человеческий фактор работает в «плюс». А у нас чаще – в «минус».
Лучше других ответ на вопрос – как повысить воздушную безопасность? – знают, конечно же, эксперты, которые занимаются проблемой профессионально. И я совершенно уверен, что наши специалисты в этой области не хуже западных. Необходимо добиваться, чтобы людям было выгодно работать на своем месте хорошо и качественно, а не наоборот. И, конечно, ни в коем случае нельзя бросаться в разного рода крайности…