Сотворение мечты
Для российских мастеров конька и клюшки, выступающих в НХЛ, минувший сезон не назовешь слишком удачным. Пожалуй, впервые за последние годы в составах команд, игравших в финале Кубка Стэнли, главного трофея заокеанской лиги, не было ни одного россиянина.
Как не оказалось их позже и среди счастливых лауреатов наиболее престижных призов НХЛ в индивидуальных номинациях, которые по традиции вручаются лучшим хоккеистам по итогам каждого сезона.
Торжественная церемония раздачи трофеев, как обычно, проходила в Лас-Вегасе. Из российских энхаэловцев на один из почетных призов претендовал только нападающий клуба «Детройт Ред Уингз» и национальной сборной России Павел Дацюк. Он был номинирован на «Фрэнк Селке Трофи» – приз лучшему нападающему оборонительного плана. Однако в итоге эта награда досталась Райану Кеслеру, форварду из «Ванкувер Кэнакс».
«Леди Бинг Трофи» – так называется приз джентльмену года, который Павел Дацюк получал уже неоднократно. В последний раз он вручался ему два года назад. Увы, на этот раз российского форварда не оказалось даже среди главных претендентов. Обладателем «Леди Бинг Трофи» сезона 2010/2011 стал Мартин Сен-Луи из «Тампы-Бэй Лайтнинг». В регулярном чемпионате НХЛ 36-летний форвард провел 82 матча и набрал в них только 12 минут штрафного времени. Показатель просто фантастический.
«Везина Трофи» – награда, вручаемая лучшему вратарю НХЛ. В этом году, впрочем, как и в минувшем, интрига в борьбе за почетный трофей развеялась задолго до торжественной церемонии награждения. Практически никто заранее не сомневался, что «Везина Трофи» второй год подряд достанется стражу ворот «Бостон Брюинз» Тиму Томасу. Именно так в итоге и произошло. В регулярном чемпионате 37-летний Томас провел 57 матчей, пропуская в среднем всего две шайбу за игру и отразив при этом 94 процента бросков по его воротам. Высочайший показатель КПД. Подлинным же звездным часом Томаса стал финал Кубка Стэнли. В тяжелейшей серии из семи матчей «Бостон» одолел «Ванкувер». Говорят, что классный вратарь – половина команды. В случае с Тимом Томасом эта крылатая фраза особенно справедлива. Эксперты не зря подчеркивают: если бы не отменная игра Томаса, неизвестно еще, смог бы «Бостон» заполучить Кубок Стэнли.
Наконец, самым ценным игроком минувшего сезона признан форвард Кори Перри их «Анахайм Майти Дагс». И он же, Перри, получил вдобавок приз «Мори Ришар Трофи» как лучший бомбардир заокеанской лиги. В сыгранных им 82 регулярных матчах нападающий «Анахайма» набрал 98 очков – 50 заброшенных шайб плюс 48 результативных передач.
Своеобразным утешением для россиян стало включение по итогам сезона форварда «Вашингтон Кэпиталс» и сборной России Александра Овечкина во второй состав символической сборной чемпионата НХЛ. Компанию ему составили форварды из «Тампы-Бей» Стивен Стэмкос и Мартин Сен-Луи, а также защитники Здено Хара из «Бостона» и Любомир Вишневски из «Анахайма», плюс голкипер из «Нэшвилла» Пекка Ринне. В первую символическую сборную соответственно вошли – голкипер «Бостона» Тим Томас, защитники Никлас Лидстрем из «Детройта» и Ши Уэбер из «Нэшвилла», форварды Даниэль Седин и Хенрик Седин, братья-шведы из «Ванкувера», а также вратарь «Анахайма» Кори Перри.
А вот кто из россиян, выступающих за океаном, удивил по-настоящему и без всяких кавычек, так это Илья Брызгалов. Вратарь сборной России, с 2007 года игравший за «Финикс Койотс», в середине июня в результате обмена перешел в «Филадельфию Флайерз». Сенсацией стал даже не сам его переход, а общая сумма контракта, который Брызгалов подписал с новым клубом. Соглашение рассчитано на девять лет, и за это время Брызгалов заработает 51 миллион долларов. Это самый крупный контракт среди всех российских вратарей, когда-либо выступавших за океаном. И второй показатель вообще среди голкиперов за всю историю НХЛ. Больше Брызгалова, в пересчете на год, получает только Роберто Луонго из «Ванкувера».
Воспитанник почившей в бозе тольяттинской «Лады» добился того, к чему он стремился, когда в 2000 году перебирался за океан. Стал звездой в сильнейшей хоккейной лиге. И это притом что его роман со сборной России стабильностью отношений, увы, не отличается.
Андрей АРЕФЬЕВ