Удар рикошетом
К чему к чему, а к скандалам российскому футболу не привыкать. Они с разной степенью интенсивности сотрясают его практически каждый сезон. По многолетним наблюдениям болельщиков и экспертов, пик сейсмической активности на зеленых просторах страны наступает, как правило, на излете розыгрыша очередного чемпионата. Чем ближе финиш, тем драгоценнее становится каждое очко – для одних в борьбе за медали, для других – за выживание в турнирной сетке.
Нервы у людей на пределе. Кипят, как котел. Наружу вместе с фонтаном эмоций, бывает, выплескивается разного рода скандальный негатив – и пошло-поехало. Начинается очередная серия околофутбольных дрязг.
Правда, нынешняя «локомотивская» история в рутинный этот сценарий явно не вписывается. А по отдельным моментам ее и вовсе можно назвать уникальной. Во-первых, конечно, по срокам. На дворе ведь только июнь, до финиша первенства командам еще пахать и пахать, к тому же нынешний чемпионат России, как известно, экспериментально-переходный и завершится он только будущей весной. А во-вторых, вызывает недоумение, мягко говоря, сам состав участников непримиримого конфликта и характер предъявленных претензий.
Президент московского «Локомотива» Ольга Смородская приняла решение уволить главного тренера клуба Юрия Красножана. Свое решение Смородская объяснила преднамеренными ошибками, допущенными Красножаном в поединке 11-го тура чемпионата России против махачкалинского «Анжи». «Локомотив» по ходу дела тогда проигрывал 0:1, однако Красножан вместо атакующего полузащитника Дмитрия Торбинского выпустил на поле защитника Тараса Бурлака, возможно, памятуя о забитом им голе в предыдущем матче, а также учитывая высокий рост игрока. Но едва выйдя на замену, Бурлак допустил грубую ошибку и вынудил своего вратаря в панике выбивать мяч куда попало, лишь бы дальше от ворот. Дальше, однако, не получилось. На пути пятнистого снаряда оказался нападающий «Анжи» Мубарак Буссуфа, хитрым ударом удвоивший счет. В компенсированное время «Локомотиву» все-таки удалось распечатать ворота гостей. В итоге – 2:1 – победа «Анжи».
Смысл претензий в адрес тренера, с одной стороны, удивил несоразмерностью расплаты. С другой – в них читался прозрачный намек на то, о чем вслух Ольга Смородская не сказала. Да, тренер допустил очевидные промахи с определением состава на игру и с последующими заменами. Тем более что сам Красножан признал свои ошибки, добавив, что проведенная им ротация состава оказалась явно лишней и неоправданной. Увольнять его только за это, по меньшей мере, странно. Тогда за что? Или президент клуба таким образом выразила вотум недоверия главному тренеру, считая поражение «Локомотива» от «Анжи» преднамеренным со стороны именно тренера? Это уже иной поворот. Непонятно тогда, почему в таком случае к делу не подключается комиссия по этике Российского футбольного союза – разного рода сомнительные моменты – это как раз по ее части? Тем более что скандал в «Локомотиве», в мгновение ока обросший мхом дурно пахнущих версий, рикошетом бьет и по репутации всего чемпионата. И наконец – почему на плахе оказалась только одна голова главного тренера? Ведь непосредственными творцами результата, который у кого-то вызывает сомнения, были игроки, однако игроков трогать никто, кажется, не собирается…
Точку в конфликте президента и главного тренера поставил совет директоров «Локомотива». О чем шла речь, какие аргументы приводили оппоненты, видимо, навсегда останется тайной. Заседание совета проходило в офисе РЖД при наглухо закрытых дверях, прессу не пускали даже в здание. Обсуждение длилось пять часов. В итоге было принято решение – контракт с Красножаном досрочно расторгнуть с формулировкой «в связи с допущенными упущениями в работе».
Очевидно, что скандал не пойдет на пользу никому, а прежде всего – самому железнодорожному клубу. Ведь, что бы там ни говорили, репутация «Локомотива» в результате внутренних разборок оказалась подмоченной.
По этому поводу, кстати, вспомнилась одна показательная история. Когда-то автор этих строк попросил одного очень известного в то время российского арбитра (на сегодня он с судейством давно завязал в силу возраста), чтобы он, как человек, которому известна вся подноготная футбольной кухни, перечислил клубы, которые, по его мнению, не играют в разного рода сомнительные штучки. Разговор шел в открытую, под включенный диктофон. Собеседник подумал пару минут и назвал имена наиболее, с его точки зрения, экологически чистых команд. Когда интервью было опубликовано, поднялся ужасный шум. В штаб-квартиру ПФЛ (она в то время проводила чемпионат страны во всех лигах, включая высшую) срочно съехалась едва не вся клубная верхушка высшей лиги. Моего откровенного собеседника вызвали на ковер, и боссы команд, которых он «забыл» упомянуть в своем интервью, кипя от гнева, высказали ему все, что они о нем думают. В их трактовке получалось, что, не назвав в своем интервью их команды, он волей-неволей бросил на них тень. «Ты понимаешь, что ты натворил, черт тебя раздери, – рычал на судью президент одного «забытого» им клуба. – Да теперь любой босяк, прочитав твою говорильню, может вообразить о нас все что угодно, любую гадость напридумывать – в чем беда-то!..» Такая вот история случилась когда-то.
А вывод такой. Борьба за футбольные идеалы – цель светлая и благородная. Но при этом она непременно должна сопрягаться с принципом «не навреди».
Остается добавить, что вместо уволенного со скандалом Юрия Красножана исполняющим обязанности главного тренера «Локомотива» второй раз за последние два года назначен Владимир Маминов. По словам представителей клуба, никакие другие кандидатуры на эту должность пока не рассматриваются.
Борис ОРЕХОВ