Крепкий гостинец
По личному распоряжению маршала Жукова была создана целая воинская часть – отдельная мотострелковая бригада особого назначения. Знаменитый ОМСБОН.
Формирование бригады началось в первые дни Великой Отечественной войны на стадионе «Динамо». Командование отбирало лучших из лучших – чемпионов страны по боксу, легкой атлетике, плаванию, лыжам. Среди них – девятикратный победитель первенства СССР, знаменитый боксер Николай Королев, неоднократный чемпион Союза в беге на коньках Анатолий Капчинский, чемпион страны по гребле Александр Долгушин, великие спартаковские бегуны, братья Георгий и Серафим Знаменские, штангист, одиннадцатикратный (!!!) рекордсмен мира Николай Шатов. О соревнованиях пришлось на время забыть. Теперь звездам спорта предстояло освоить ратные специальности: подрывное дело, стрельбу, топографию.
Осенью 1941 года немцы подошли вплотную к Москве. Угроза ее захвата стала вполне реальной. В городе начинается всеобщая паника, мародерство…
В ночь на 17 октября ОМСБОН из Мытищ, где размешалась основная база бригады, пешим порядком и на грузовиках был переброшен непосредственно в Москву. Перед бойцами бригады командованием ставится задача, о которой после войны старались долгое время не вспоминать. Омсбоновцам предстояло вступить в бой непосредственно на улицах Москвы в случае, если немцы ворвутся в город. Основной рубеж обороны, который определили бойцам бригады, проходил по улице Горького – нынешней Тверской. Вместо окопов – квартиры домов окнами на улицу Горького. В каждой такой квартире, где был оборудован огневой рубеж, разместились по трое омсбоновцев. Приказ звучал лаконично: не отступать ни в какой ситуации, бить в первую очередь танки противника.
Уничтожать фашистскую технику собирались бутылками с зажигательной смесью и противотанковыми гранатами. Ящики с ними имелись в каждой квартире, превращенной в цитадель. По воспоминаниям бойцов бригады, один из омсбоновцев (на гражданке мастер спорта по метанию молота) решил усовершенствовать огнезапас. Он подошел к делу творчески. На конце обструганной полуметровой палки пристроил две противотанковые гранаты, а вдобавок к ним – три двухсотграммовые толовые шашки. Связку перемотал изолентой. Свое изобретение он в шутку назвал «чуча-мамой». Попади такой гостинец в цель – ахнуло бы крепко…
Насчет того, насколько близко осенью 1941-го немцы подошли к Москве, существует давняя версия, ставшая хрестоматийной. Согласно этой версии, мотоциклетный разведывательный взвод одной из танковых дивизий вермахта ранним утром 30 ноября появился у моста через канал имени Москвы в районе Химок. Обстрелянные красноармейцами мотоциклисты тут же укатили обратно и больше уже не показывались. В последнее время, правда, можно услышать иную трактовку тех событий якобы из рассекреченных архивов. Согласно этим, новым, данным, кто-то из москвичей тогда же 30 ноября как будто бы видел одиночный немецкий танк на Волоколамском шоссе в районе нынешней станции метро «Тушинская». Танк осторожно, словно ощупью полз по шоссе. Потом остановился. Люк на башне распахнулся. На землю спрыгнул немецкий танкист. Он походил вокруг, посмотрел в бинокль в сторону центра Москвы, затем нырнул обратно в люк, после чего танк развернулся на 180 градусов и, рыгнув выхлопным перегаром, убрался восвояси…
После того, как фашистов отогнали от Москвы и угроза ее захвата миновала, омсбоновцы покинули свои позиции на улице Горького и вернулись на базу. Однако на этом война для них не закончилась – она приобрела новое качество. Вскоре начались постоянные многокилометровые рейды диверсионных групп ОМСБОНА в тыл немецких войск. Каждый боец тащил на себе целый арсенал: винтовку или автомат, сотни три-четыре патронов, полдюжины гранат, килограммов десять взрывчатки. Вот где пригодились спортивная закалка и выносливость.
Главной целью омсбоноцев были мосты и немецкие эшелоны с войсками и техникой. Всего, по отчетам командования, в тыл к немцам были заброшены 212 омсбоновских диверсионных групп. Они уничтожили более 100 тысяч солдат и офицеров гитлеровской армии, взорвали десятки мостов, пустили под откос множество вражеских эшелонов.
Когда стихли залпы орудий, омсбоновцы, которым посчастливилось остаться в живых и избежать тяжелых ранений, вернулись к своему привычному мирному делу – сосредоточились на тренировках и соревнованиях. И еще многие годы радовали болельщиков высочайшими спортивными результатами.
Андрей АРЕФЬЕВ