Они ковали величие страны
Давайте вспомним людей, которые приумножили славу нашей общей страны

Было время, когда мы жили в едином государстве. Там человек мыслящий был наделен практически безграничными возможностями, а его ценность определялась пользой, которую он приносил обществу. Все дружили и не ставили целью продавать убеждения за западные печенюшки.
Сейчас же давайте вспомним троих великих уроженцев Беларуси, чья слава до сих пор сияет не только в наших странах, но и во всем мире. Почему троих? Таковых, конечно, значительно больше, чем может вместить газета. Одно прочтение списка имен занимает значительное время. Поэтому расскажем лишь про троих, чьи дела изменили наш мир к лучшему.
ОН В КАЖДОМ ДОМЕ
ЖОРЕС АЛФЕРОВ
Служил науке, прославляя страну
В 1964 году на Парижской конференции по физике один американский ученый устроил скандал. Он оскорбился, что советской делегации выдали фирменные значки с изображением полупроводникового диода, а им нет. Обладателем особенного значка был Жорес Алферов. Организаторы решили, что Жорес — это фамилия и выдали будущему Нобелевскому лауреату значок с надписью «А. Жорес». Тогда он из буквы «А» сделал символ диода и вписал после имени фамилию.
Если посмотреть на труды ученого через призму утилитарности, то благодаря ему мы имеем мобильные телефоны, проигрыватели компакт-дисков, светодиоды, солнечные батареи, лазеры на квантовых точках, оптоволоконные линии связи и многое другое. Его открытия изменили весь мир.
На правильный путь, по словам Алферова, его направил школьный учитель физики из Витебска Яков Мельцерзон. Очарованный его уроками, Жорес Иванович поступил на энергетический факультет Белорусского политехнического института. Но через год отца перевели в Ленинград и Алферов продолжил учебу на факультете электронной техники Ленинградского электротехнического института, который с отличием и закончил.
И по распределению был направлен в Ленинградский физико-технический институт Академии наук СССР к академику Иоффе. Алферова приняли на работу в лабораторию Владимира Тучкевича. Там занимались созданием полупроводниковых приборов. Отсюда и начался научный взлет академика.
В 42 года Алферов был награжден высшей научной наградой СССР - Ленинской премии, в том же году стал членом-корреспондентом Академии наук. А в 1979 году его избрали академиком. В тот день, 15 марта, ему исполнилось 49 лет.
В 70 лет ему вручили Нобелевскую премию.
Жорес Алферов определял три отрасли, на которые страна должна обращать особое внимание:
«Для всякой уважающей себя страны есть три области, три привилегированные статьи бюджета, которые должны защищаться всегда. На первое место я ставлю здравоохранение, потому что человек должен быть физически здоровым прежде всего. На втором месте - образование, потому что необразованному человеку в XXI веке делать нечего. И на третье место я поставлю науку, потому что именно наука определяет будущее человечества», -
ИМЯ КАК БРЕНД
ПАВЕЛ СУХОЙ
Его «грачи» и на СВО остаются грозной силой

Это не вымысел или украшательство, а факты: человек, родившийся в XIX веке, был руководителем разработок более чем 50 модификаций самолетов, которые положили начало целому семейству современных истребителей и штурмовиков. И они до сих пор, уже в XXI веке, диктуют моду в авиастроении.
Началось все в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (сейчас город Глубокое Витебской области). Там 22 июля 1895 года в семье учителя из крестьян Осипа Андреевича после пяти девочек родился шестой - мальчик. Нарекли его Павел.
Авиацией Сухой заразился от пионера русской авиации Сергея Уточкина. Ради популяризации воздухоплавания он устраивал над разными городами показательные выступления. Пролетел и над Гомелем. А там в гимназии учился будущий авиаконструктор.
Окончив в 1914 году гимназию, Павел Сухой решил поступать в Императорское высшее техническое училище в Москве — тогда единственный вуз, где изучали вопросы авиации. Но сразу поступить не удалось из-за неверной сдачи документов и гимназист поступил на математический факультет Императорского Московского университета. Сейчас это МГУ имени Ломоносова. Но спустя год он поступил-таки в училище.
Потом в 1916 году студента-математика призвали в армию. Повоевал на Западном фронте, там и застал революцию, а с ней и закрытие вуза.
Но учебу ему удалось возобновить в 1920 году, когда большевики вернули студентов на кафедры. И через пять лет он защитил дипломный проект «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». Руководил защитой авиаконструктор Андрей Туполев. Логично, что молодой, хоть и 30-летний специалист сразу пошел работать в Центральный аэрогидродинамический институт.
С 1939 года Сухой назначен главным конструктором ОКБ-135 в Харькове. С этого момента начался его автономный полет.
Павел Сухой участвовал в проектировании самолетов АНТ-3 , ТБ-1, ПС-9 , ТБ-3, АНТ-10. Работал над истребителями И-4, И-14. Занимался дальним бомбардировщиком ДБ-2.
Приложил руку к легендарному АНТ-25 и АНТ-37-бис «Родина».
Создавал последний довоенный боевой многоцелевой самолет Су-2/ББ-1.
После Великой Отечественной войны Сухой занялся разработкой серийных реактивных боевых машин: сверхзвуковой истребитель Су-7, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15 , истребитель-бомбардировщик Су-17, фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24, штурмовик Су-25 — тот самый «грач». Начинал разработку истребителя четвертого поколения Су-27. И это еще далеко не полный список.
Павел Сухой скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В этом году исполнится пятьдесят лет, как конструктора нет с нами, но самолеты с именем «Сухой» живы, а слава Павла Осиповича приумножается его учениками.
ЗНАЛ ПРО ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ
МИХАИЛ БУДЫКО
Изучал взаимодействие человека с окружающей средой, когда об этом особо никто не задумывался

В 1971 году в Ленинграде на международной конференции по климатологии Михаил Будыко сделал сообщение о том, что в ближайшем будущем начнется глобальное потепление, которое значительно изменит климат на планете.
Свою точку зрения он позже изложил в книге «Влияние человека на климат». Но человечество особо не обратило внимание на аргументацию величайшего климатолога современности. И только сейчас, спустя 50 лет, мы поняли, какие проблемы несет этот климатический катаклизм, так точно предсказанный уроженцем Гомеля, академиком РАН Михаилом Будыко.
Родился он в 1920 году. А через девять лет семья переехала в Ленинград.
В 1937 году он стал студентом Ленинградского политехнического института и успешно завершил обучение уже в 1942 году в скованном блокадой городе.
Получив направление в Главную геофизическую обсерваторию имени Воейкова, он проработал там более 30 лет, до 1975 года.
В 38 лет получил Ленинскую премию за работы по тепловому балансу земной поверхности.
А в 1975 году Михаил Будыко перешел в Государственный гидрологический институт, где создал рабочую группу, которая получила название «РГ-8». Она работала в рамках Межправительственного соглашения между СССР и США по охране окружающей среды и изменениям климата и предвосхитила работу ЮНЕСКО по этой теме.
Михаил Будыко был бессменным председателем группы на протяжении всего периода ее существования, вплоть до закрытия в 1992 году.
Но не только климатом интересовался ученый. Он был дружен с Анной Ахматовой и впоследствии написал книгу воспоминаний о ней.