Владимир Путин: Многополярный мир стал реальностью
В орбите Шанхайской организации почти половина населения Земли
ЛОКОМОТИВЫ РАЗВИТИЯ
Саммит ШОС в Астане без всяких оговорок можно называть историческим. На нем в состав Шанхайской организации официально приняли Беларусь. Владимир Путин первым из лидеров поставил свою подпись под таким долгожданным для РБ документом. Таким образом в ШОС вместе со странами-наблюдателями и партнерами стало уже двадцать четыре государства. А это – почти половина населения планеты.
- Многополярный мир стал реальностью. Убеждены, что Шанхайская организация сотрудничества наряду с БРИКС является основными опорами нарождающегося нового миропорядка. Именно эти объединения выступают мощным локомотивом процессов глобального развития, - заявил Владимир Путин на заседании совета глав государств организации.
Важнейший шаг – инициатива государств ШОС «О мировом единстве за справедливый мир и согласие»:
- Эта инициатива четко нацелена на выработку мер доверия и стабильности, прежде всего в нашем общем Евразийском регионе. Таких мер, которые бы гарантировали условия для устойчивого роста всем в равной степени, вне зависимости от политического и экономического строя, принадлежности к той или иной религии или конфессии, особенностей культурного уклада.
Лидер РФ также напомнил о предложении России по созданию в Евразии новой архитектуры сотрудничества, неделимой безопасности и развития.
- Она призвана прийти на смену отжившим евроцентричным и евроатлантическим моделям, которые давали односторонние преимущества только отдельным государствам. Результат такого мироустройства известен: растущее количество кризисов по всему миру, одним из которых, безусловно, является и украинский.
ЭКОНОМИКА ОБГОНЯЕТ ПОЛИТИКУ
Важные заявления Владимир Путин сделал на итоговой пресс-конференции в Астане.
Затронул самые актуальные международные темы. И, конечно, сотрудничество Москвы и Минска.
- О ВСТУПЛЕНИИ БЕЛАРУСИ В ШОС
- Беларусь по своим масштабам, территории, экономике и населению несопоставима с Китайской Народной Республикой или с Индией, где 1,5 миллиарда человек, уже больше, наверное. Но все-таки это важный элемент ШОС, потому что Беларусь – это уже Восточная Европа, и это выход, уже официально, в полном смысле этого слова, на европейский континент. А для самой Беларуси это тоже большой плюс. Через Россию, а затем через, допустим, Казахстан, Узбекистан она имеет выход и в Каспийское море, а дальше – в Иран. Для Беларуси это важно, она остается крупным, скажем, экспортером минеральных удобрений. И для нее важно, какими маршрутами она поставляет свой товар, важно, какими маршрутами и в какие страны может поставлять свою сельхозтехнику, важно, по каким маршрутам и что она может получать от стран ШОС. Поэтому, я думаю, это обоюдовыгодное решение, в известной степени это успех Александра Григорьевича Лукашенко и его Министерства иностранных дел.
- О СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ
- Оно развивается, мы помним обо всех целях и задачах, которые поставлены в первоначальных документах. Мы, собственно говоря, по этому пути и идем. Мы просто решили, и Президент Беларуси считает, я поддерживаю его, что на первом этапе нужно решать прежде всего вопросы не политического, а экономического характера. Нужно создать базу для дальнейшего сближения и на политическом треке. Хотя и в сфере политики у нас, слава богу, все в порядке: работают и межпарламентские структуры, и межправительственные.
- О ЕДИНОМ ПАРЛАМЕНТЕ И ВАЛЮТЕ С РБ
- Нужно ли сейчас переходить, как было первоначально заявлено, к созданию единого парламента – это вопрос времени. Я согласен с Александром Григорьевичем, нужно как следует укрепить наши отношения в сфере экономики. То же самое касается финансов и единой валюты. В целом никто не говорит о том, что это невозможно, или нельзя, или не нужно делать. Нужно, чтобы мы для этого созрели экономически нужно, чтобы и уровень экономического взаимодействия был соответствующим. И мы сделали очень серьезные шаги по этому направлению. Это касается налогового регулирования, таможенного регулирования. Если они не революционные вещи, то они очень серьезные. Мы идем вперед, имея в виду и международный опыт. И думаю, что мы правильно делаем.
- О ЛЕГИТИМНОСТИ ЗЕЛЕНСКОГО И БЕСПОМОЩНОЙ РАДЕ
- В 2015 году верховный суд Украины принял решение, что срок президентства на Украине ограничивается пятью годами, и никаких причин для продления президентских полномочий в соответствии с конституцией Украины не существует. Все полномочия должны перейти к Раде, но она эти полномочия не берет на себя. Обратиться к Раде, конечно, можно, но в условиях узурпации власти правящей верхушкой на Украине это бессмысленно. Потому что большинство Рады подчинено этой так называемой правящей верхушке. Ведь она незаконно находится у власти и даже не обращается в конституционный суд за подтверждением своих полномочий.
- ОБ ОДНОСТРОННЕМ ПРЕКРАЩЕННИ ОГНЯ
- Напомню некоторые вещи. Когда наши войска стояли под Киевом, мы получили настойчивую просьбу со стороны западных партнеров прекратить огонь, чтобы были предприняты определенные вещи с украинской стороны. И мы это сделали. И даже отвели войска от Киева. И опять столкнулись с обманом. Украинская сторона не прекратила боевых действий. Все договоренности в Стамбуле выбросили в помойку. Нам нельзя допустить, чтобы после прекращения огня этим противник воспользовался для того, чтобы довооружиться, доукомплектовать с помощью насильственной мобилизации свою армию и быть готовым к продолжению вооруженного конфликта. Нам нужно добиться того, чтобы противная сторона согласилась предпринять такие шаги, которые являлись бы необратимыми и были бы приемлемыми для России. Поэтому прекращение огня без достижения этой договоренности невозможно.
- О ПОДМОЧЕННОЙ «СТАВКЕ» БАЙДЕНА ПОСЛЕ ТЕЛЕДЕБАТОВ
- Говорите эта «ставка» оказалась под вопросом. Ничего не оказалась под вопросом. Что изменилось? Ничего не изменилось. Что, нам было неизвестно, что ли, что может происходить? Известно. В этом смысле ничего не изменилось. Смотрел ли я эти дебаты? Видел какие-то фрагменты. У меня своих дел хватает. Конечно, небезразлично, что там происходит. Но это их, собственно, внутреннее дело.
- О ЗАЯВЛЕНИЯХ ТРАМПА ПО УКРАИНЕ
- Вы знаете то, что господин Трамп, как кандидат в президенты, заявляет о том, что он готов и хочет остановить войну на Украине – мы к этому относимся вполне серьезно. Я не знаком, разумеется, с его возможными предложениями по поводу того, как он собирается это сделать. И это, конечно, ключевой вопрос. Но я не сомневаюсь, что он говорит это искренне, и мы это поддерживаем.
- О ПРОИВОДСТВЕ РАКЕТ РСМД
- Напомню – я говорил о том, что мы объявляем мораторий на возможное в будущем размещение наших соответствующих систем до тех пор, пока эти ракетные комплексы не появятся в каком-то регионе мира. В связи с выходом США из этого договора и анонсированием того, что они начинают приступать к производству, мы тоже считаем себя вправе начать ОКРы, разработки, а в будущем и производство. Много элементов, которые лежали в основе международной стабильности, были уничтожены за последние годы. И все не мы делали. Это все сделали США. А что нам оставалось? Только принимать к сведению и реагировать на эти действия. Вот мы и реагировали.
- О ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Надо дождаться, пока новая администрация США появится, понять, какие у них предпочтения, взгляды, какие планы, и есть ли у них желание говорить на этот счет. Нам сигнал посылают время от времени, что они хотят с нами возобновить этот диалог. А потом вдруг пропадают куда-то, начинают рассуждать на какие-то отвлеченные темы, не имеющие прямого отношения к вопросам стратегической стабильности. Повторяю еще раз, давайте дождемся формирования новой администрации и поймем, каковы ее планы и предпочтения. Еще раз хочу повторить, мы к этому диалогу готовы.