Николай Валуев об СВО глазами очевидца: «Ненависть в бою не помощник. Сразу пулю поймаешь»
С момента начала Специальной военной операции союзный парламентарий, экс-чемпион мира по боксу среди профессионалов Николай Валуев уже не один раз побывал не только на освобожденных от украинских нацистов территориях, но и непосредственно в зоне боев
ОТ БРОНЕЖИЛЕТОВ ДО ТУШЕНКИ
И всякий раз приезжает не с пустыми руками. Недавно по ТВ как раз показали сюжет, где бойцы разгружают огромную фуру, с которой он только что к ним добрался. Дело происходит почти на самой передовой. В кадре слышно, как то и дело ухают пушки и разрываются снаряды.
- Судя по всему, такая помощь стала уже регулярной? На какие средства приобретается амуниция для бойцов? Вы сам закупаете?
- И сам тоже, хотя я не такой богатый человек, как, быть может, представляют окружающие, но основную лепту вносят мои друзья. Они не хотят деньги просто в интернет куда-то бросать, а чтобы это был четкий заказ для ребят на передовой, которые защищают Россию. И знают, что я на сто процентов все довезу до адресатов.
- А что конкретно?
- Да все. И бронежилеты. И дроны. Другая необходимая амуниция. Оружие. В боях очень быстро все расходуется. И постоянно нужно пополнять запасы. Тушенка, даже простая вода – все нужно. В мой первый приезд в Луганскую область прошлой весной я познакомился с ополченцами. Точнее тогда они были ополченцы, а сейчас, согласно законодательству, воины Российской армии. Настоящие боевые ребята. Многие в окопах с 2014 года. Спросил, чем могу им помочь? Составили список целый. Мы с друзьями скинулись. Купили все, что просили. Я отвез сразу в два подразделения на передовой. Потом попросили машины, чтобы раненых вывозить – такие, чтобы покрепче, но лучше наши, их проще ремонтировать. Купили им два пикапа УАЗ-Патриот. Сейчас им медицинская машина необходима – уже купили, и еще пару пикапов только уже иностранного производства. Вот поеду - отвезу. Но когда, не скажу.
ДЕТЕЙ УЧИЛИ ПО ЦИТАТАМ ГИТЛЕРА
- Не скажите – и правильно, чтобы враг не знал. Тем более, что в Лисичанске вы уже попадали под обстрел HIMARS и чуть не погибли.
- На самом деле все было не совсем так, это пресса уже накрутила драматизма. Мы приехали в то место уже после прилета. Картина была страшная – одному человеку ноги оторвало. Ракета, правда, не разорвалась. Иначе там все разнесло бы в куски.
- Разумеется, вы общались и с местными жителями. Что они говорят, их настроение?
- Они очень хотят мира. Там нет такого: а за кого, а за чего? Обычные люди, не вовлеченные в политику, хотят спокойствия, мира, чтобы их никто не трогал, чтобы у них была работа. Основная часть живет по этому принципу. Идейные идут на фронт с оружием в руках. Те, кто не может по каким-то причинам, например, из-возраста или здоровья сражаться на передовой, помогает в гражданской жизни, чем только может. Они тоже хотят одного - мирного неба над головой.
- И понимают, что дать им его способна только Россия.
- Ну, разумеется. Даже на освобожденных территориях, где многие годы хозяйничали нацисты, я не встречал среди простых людей ни одного человека – поклонника той человеконенавистнической идеологии, которую исповедует власти в Киеве. Вознесли на флаг Бандеру, Шухевича, да, в принципе, и Гитлера. Разве, что по улицам его портрет не носят, чтобы Европы не ворчала. Хотя цитаты Гитлера и Геббельса печатают даже в школьных учебниках. Пособия специальные издают для детей.
- Вы их видели?
- Еще бы. Конкретно лицезрел в школах, освобожденных городов и поселков. И, считаю, что подобные книжки надо обязательно сохранять, развозить по всем музеям, чтобы люди видели и понимали, к какой трагедии приводит ставка на людоедские теории. Ведь многие солдаты ВСУ в 2014 году были малышней, школьниками. И за прошедшее время им зверскую идеологию хорошо втемяшили.
ЧИСТКА МОЗГОВ
«ДИВАННЫХ ВСЕЗНАЕК – В ОКОПЫ»
События на Украине уже второй год – тема номер один. Мнения звучат разные в зависимости от ситуации на фронте. Правда, от разных «диванных экспертов» то и дело слышится, что спецоперация явно затянулась. Для таких «умников» у Николая Валуева есть один, но самый верный совет.
ТЕЛЕФОН ВКЛЮЧИЛ - ПРИЛЕТЕЛО
- Им самим надо поехать туда, на передовую, в окопы со своими поучениями. Мозги сразу прочистятся. Они судят, наверное, по советским еще фильмам, где цепь стала, «ура» и побежала в атаку со штыками наперевес. Сейчас такое невозможно просто по определению. Стиль, методы войны изменились очень сильно. Во-первых, идет очень серьезная обработка местности из различного вида артиллерии. Про беспилотники вообще не говорю. От них огромное количество людей гибнут или получают ранения. Телефон включил на передовой – прилетело. Не соблюдаешь маскировку, а сейчас она нужна даже ночью, потому есть тепловизоры, тоже жди прилет.
- Хотим мы того или нет, но боевая техника неумолимо прибавляет?
- Ну, конечно, в том-то и дело. Не зря говорят, что война двигает прогресс технический. Поэтому этот конфликт не может быть быстрым, как думают диванные всезнайки. К тому же у него есть очень существенная особенность - он, как ни крути, идет внутри народа. Осуществился тот сладкий для кураторов киевского режима сценарий, который многие на Западе описывали еще в прошлом, даже в позапрошлом веке. Что отрыв Украины от России приведет к кровавому конфликту. Одну часть славянского населения, накачивают соответствующей идеологией, и стравливают с другой. И это получилось. Оторвали не окончательно – на время. Но мы всегда кроваво платим за ошибки.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧУШЬ
- Один из маститых военных историков произнес недавно такую фразу: «Русские начинают воевать по-настоящему только тогда, когда начинают ненавидеть». Как оцениваете высказывание? И насколько оно применимо к СВО?
- На мой взгляд, это чушь. Война выпускает людей уже с определенно измененным сознанием. Есть даже такое понятие – человек войны. Каким бы он ни был потом, на гражданке – может и мухи, не обидит не в этом дело. Это огромный психологический удар, потому что люди убивают себе подобных, а это очень большое испытание для психики. Мне сложно судить до конца, я не убивал людей, но, мне кажется, что, когда в бою ты переступаешь какой-то порог, потом это происходит уже достаточно обыденно.
- Из чувства самосохранения?
- Да, скорее всего, именно так. Вообще на передовой есть место всему. И ненависти, в том числе. Но любой боевой профессионал вам скажет, что даже в бою, надо стремится не терять головы. Подавшись эмоциям, вероятность, что вы погибнете, крайне велика. Вас этому научат даже в спортивных единоборствах - вспыхнешь, потеряешь бдительность, тут же пропустишь ответную атаку соперника. А в бою получишь пулю.
- Короче, с одной только ненавистью много не навоюешь, скорее наоборот?
- Акцент на ненависть делается там, где по замыслу идеологов, опять же, она непременно должна культивироваться. Посмотрите Голливуд – есть неизменные вещи, которые кочуют из блокбастера в блокбастер. Во главе угла поставлен один человек, вокруг которого крутится весь мир, а он действует только ради себя. Он венец творенья, все остальное уже вторично. Типичное для англосаксов эгоистичное отношение к миру. А у нас - соборное.
НАЦИЗМ – ДЕТИЩЕ ЕВРОПЫ
- Разве у нас нет эгоистов?
- Тоже есть – и полно. Англосаксонская идеология культивировалась у нас многие годы после развала СССР: моя хата с краю, все себе любимому. Сейчас, к счастью, мы сменили вектор и вернулись к корневым духовным истокам. Запад продолжает дуть в свою идейную дуду. Я сказал о Голливуде – везде ненависть, месть и эго. Я.Я.Я. И везде маячат одни и те фразы – свобода, демократия, те же самые вещи, которые американские и многие западные политики повторяют с пюпитра, сами совершенно этому не соответствуя. Абсолютный индивидуализм, культивируемый на Западе, когда и мысли, и действия человек подчиняет только собственным интересам, это хорошо для той идеологии, которая формирует в том числе и нацизм. Остается только натравить на кого-то. Поэтому в свое время именно Европа породила нацизм. Он абсолютно ее детище. Когда соответствующей обработке подвергается уже молодежь, которая вырастет и пойдет со штыком на неугодных, на которых укажут хозяева. Еще лучше, когда один народ внутри себя идейно разобщен. Эксперимент с Украиной мы видим к чему привел.
КАК НЕ ПРЕВРАТИТСЯ В ПАПУАСОВ
- После завершения СВО, возможна ли нормализация отношений с Западом? Или мы разошлись уже навсегда?
- А мы с ним никогда с ним не сходились. Нет, на культурном уровне мы друг друга вполне понимаем. На бытовом, тем более идеологическом - никогда. Да и как можно говорить о каком-то единстве с теми, кто регулярно ходит на нас войной. Пока российская армия и флот сильны, пока мы идеологически будем всегда готовы к тому, что враг не дремлет, нас будут уважать. Считаться и даже дружить, но это будет такой прообраз дружбы. Как только мы расслабляемся, мы превращаемся из потенциальных в реальных папуасов, с которыми не церемонятся. Поэтому не надо выстраивать никаких иллюзий в отношении Запада.
БЕГУНКИ
«ПРЕДАТЕЛЬСТВА НЕ ПРОСТИМ, ОСТАЛЬНЫЕ САМИ ОПОМНЯТСЯ»
Когда Россия начала освободительную миссию в Донбассе, многие, в том числе, очень известные люди уехали за границу. Говоря проще - сбежали. То и дело вспыхивает дискуссия – что с ними делать? Особенно горячие головы предлагают вообще не пускать беглецов обратно. Николай Валуев не столь однозначно категоричен.
- Смотря кого не пускать. Тут очень индивидуальный подход. Есть люди, которые могут принести только вред, что они и делают – ухав, уже оттуда говорят гадости о стране.
- Таким от ворот поворот?
- Да, я бы их не пускал. По-христиански, в теории можно простить, но как показывает практика для нас самое страшное - это предательство. Предательства мы не прощаем. А вот насчет остальных надо просто подождать. Они вернуться, посмотрят, что ничего сверхстрашного, чего они так боялись, убегая, не произошло, они могут жить вполне комфортно дома. За границей они никому особо не нужны, в чем многие из них успели уже убедится на собственном примере.
- Хорошо – а спортсмены? Больше двухсот наших атлетов уже сменили спортивное гражданство, чтобы иметь возможность выступать на международных соревнованиях. Надо ли их осуждать?
- Осуждать надо тех из них, кто, уехав, облекает это еще и в политические формы. Начинают выступать там в прессе, как плохо им было в России. Странно слышать. У нас уже совершенно другая страна – никто здесь никого идеологически не давит. Вообще свобода политического изъявления, мысли и всего остального такая, за что за границей просто сажают. У нас - нет. Надо уж окончательно достать власть, чтобы против тебя завели дело и начали какие-то преследования. Поэтому, осуждать надо тех спортсменов, кто своими поступками этого заслуживает.
- А как насчет тех, кто сменил гражданство только ради, того, чтобы выступать в соревнованиях?
- С ними нужно работать очень аккуратно, не отталкивая их от себя. И поступать прагматично. Государство затратило большие усилия и средства, чтобы тот или иной атлет вырос в настоящую звезду. И сейчас готовится законопроект, со временем, думаю, мы его примем, чтобы желающий выступать за другую страну, возместил государству затраченное на его подготовку. А тех, кто, сменив гражданство, выступает с антироссийским заявлениями, объявлять персонами нон-грата, закрыв им дорогу на Родину. Поверьте, для них это будет очень серьезным ударом. И - предостережением остальным.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ
«СТРАНИЦУ С ИСИНБАЕВОЙ НАДО ПЕРЕВЕРНУТЬ»
Как гром среди ясного неба, грохнуло недавно заявление двукратной олимпийской чемпионки по прыжкам с шестом Елены Исинбаевой. Вещала из солнечного Тенерифе, где сейчас живет. Заявила, что она «номинальный майор», хотя спортсменкой выступала за ЦСКА, а погоны ей вручил сам Сергей Шойгу. И вообще назвала себя «человеком мира», как бы отодвинувшись от России.
- Слово «номинальный» звучит несколько издевательски, - считает Николай Валуев. - Если она до сих пор военнослужащая, то это заявление может и под статью попадать. Если же она не на службе, то это отказ от прошлого и ложь. Человек, надевший погоны, не имеет номинального ничего. Может, она постаралась никого не обидеть, но получилось еще хуже. Она нанесла подобным заявлением урон нашим спортсменам. Теперь кому-то за границей может показаться, что такие настроения у российских атлетов в целом. На Западе могут этим воспользоваться. Это очень большой идеологический и репутационный удар. Она лавирует. Но нельзя усидеть на двух стульях. Посмотрите на решение МОК. Там моментально ухватились за объяснение Исинбаевой. И отменили свое расследование в отношении нее. Она и дальше сможет работать в комиссии спортсменов МОК. Но после ее слов мы не можем рассчитывать, что она будет защищать интересы России. Как спортивный политик, она обязана следить за тем, что говорит. Когда ее направили в МОК, я сказал, все: она будет или читать по бумажке, или мы получим конфуз. Не стоит надеяться, что она вдруг встанет посреди какого-то заседания и скажет громко: «Вы не правы, блокируете Россию по политическому принципу». Не будем удивляться, не будем в розовых очках ходить. Просто переворачиваем эту страницу. А спортсменов хочу призвать: будьте добры, понимайте последствия, того, о чем вы говорите. Или просто хотя бы молчите. Идеологическое оружие направлено против нашей страны и не надо давать лишний повод нашим противникам.
ОЛИМПИЙСКИЙ КАПКАН
«ЕСЛИ ДОПУСТЯТ, ТО КРОШЕЧНЫЙ МИЗЕР»
Этот вопрос уже второй год, не на шутку волнует миллионы болельщиков. Удастся ли нашей команде выступить на Олимпиаде-2024 в Париже? МОК в русофобском угаре возводит все новые препятствия. Армейцы и динамовцы, точно окажутся за бортом. Остальным могут подсунуть бумажку с осуждением СВО. Не подпишешь – об Играх забудь.
МОК ПРИДУМАЛ, ОН И ВИНОВАТ
- Так есть ли шанс в такой ситуации добраться до Парижа?
- Именно как команде – нет. Думаю, сделают точечное послабление для немыслимо маленького количества спортсменом в каком-нибудь виде спорта. В теннисе, например. Командой мы не пройдем иезуитские требования МОК по допуску. Потому что абсолютное большинство наших сборников связано с ЦСКА, Динамо и другими силовыми ведомствами. На прошлой Олимпиаде таковых, которые принесли медали, было больше 80 процентов. То есть, нам поставили такие условия, выполнить которые практически невозможно.
- Что же делать?
- Мы просто юридически должны так все оформить, чтобы это не выглядело бойкотом с нашей стороны. Невыполнимые условия поставил МОК, значит, он, прежде всего, виноват в нашем неучастии в Играх. А не Россия отказалась на них ехать. Это очень важно.
БЕЗ НАС МЕДАЛИ УПАДУТ В ЦЕНЕ
- Чего же тогда будут стоить медали Игр без россиян и белорусов, которые задают тон во многих олимпийских дисциплинах?
- А это будут недомедали. Потому что Олимпиада без российских и белорусских спортсменов – это не Олимпиада. И каждый атлет, кто получит там награду, уверен, про себя прекрасно будет это понимать. Как ты можешь считать себя сильнейшим на планете, если сильнейшие как раз в состязаниях не участвовали. Спортсмены прекрасно это сознают, поверьте мне.
- Многие опять же говорят, что даже если допустят, все равно ехать на Олимпиаду в нейтральном статусе – без флага и гимна – не стоит. Вы как считаете?
- Оскорбительно, но ехать нужно, не отказываясь от своих слов. Если мы бойкотируем эти Игры, то не попадем и не насколько следующих олимпиад. Тема для нас будет закрыта на многие годы. Необходимо это обязательно учитывать. В конце концов, на прошлых Играх выступали в нейтральном статусе и весь мир все равно знал, что мы – русские. Даже без флага и гимна.
ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ ОКОПОВ
«ВМАЗАТЬ КЛИЧКО? ЗАЧЕМ – ВСЕ РАВНО НЕ ПЕРЕОБУЕТСЯ»
Еще в те времена, когда Николай Валуев успешно боксировал на профессиональном ринге, завоевывая чемпионские пояса, весь мир ждал его поединка с Виталием Кличко. Эта встреча двух супертяжеловесов могла бы, наверняка, стать эпохальным боем и собрать у экранов миллиардную аудиторию. Однако поединок так и не состоялся.
- Причина предельно простая, - поясняет экс-чемпион мира, - Мы не договорились по деньгам. Условия выдвигал он, как чемпион.
- Неужели Кличко такой жадный?
- Я бы не стал говорить, что именно жадный – какой есть.
- Если бы сейчас с ним встретились, что ему сказали? Или сразу бы вмазали?
- Нет, ну что вы говорите. Мы - взрослые люди. Я даже не знаю, о чем мог бы с Виталием говорить. Переубеждать его в чем-то – бессмысленно. О чем тогда? О мировом боксе? Ну, да в теории можно было бы, конечно, и о боксе. Сомневаюсь, что он завел бы разговор о том, что сейчас происходит на Украине. Да, я бы и сам не стал с этого начинать. Почему? Понимал бы, что вижу перед собой человека уже убежденного, который конкретно что-то делает. Что он после разговора со мной сразу переобуется? Он что ребенок? И вообще - не нужно нам встречаться. И говорить нам тоже не о чем.