Александр Лукашенко: Нужно, как Путин сказал, единство нашего общества
Президент Беларуси предложил покопаться в истории и понять, что если в России будет плохо, под обломками окажутся все
Александр Лукашенко отметил, что очень доволен действиями силовиков в Беларуси, тем, как они разворачивались на фоне ситуации в России. Россия - союзник Беларуси. И обеспечение безопасности у наших стран - общее.
- Мы подло себя вести не можем. Без России нам бы была хана в этой сложной обстановке. Если рухнет Россия - это цитата моя, я говорю главам государств на всех совещаниях, - если кто-то думает, что кому-то будет хорошо из-за того, что в России плохо, забудьте! Под обломками будем все мы. Если кто-то этого не понимает, задумайтесь над этим. Покопайтесь в истории, - посоветовал белорусский лидер.
- Но самое страшное для нас: если бы пошла эта смута, на Западе мгновенно этим бы воспользовались. Вы же знаете, что американцы хотели ввести буквально в этот день - пятница - суббота - очередные санкции против «Вагнера». Сразу отложили и заявили: если введем, то они руководство России будут поддерживать, - заявил Глава государства. - Поэтому упрекать меня в том, что я тут опять помогал и прочее, не надо. Мы видим их позицию.
- Главное, это вывод и уроки. Вывод: это была бы война на два фронта. Пригожин - спусковой крючок. Надо остыть и перевернуть эту страницу. Не надо накалять обстановку и кого-то упрекать. Кто из вас сейчас встанет и скажет, что все, закончено, пойдем руки мыть, обедать, выпивать? Никто не скажет. Давайте будем исходить из худшего, что нас ждут непростые времена. Увидев это, западники - они тоже сделают определенные выводы, и для них будет урок. Они скоординируют свою работу, сконцентрируют и будут наносить удары по самым больным местам. И нам нужно, как Путин сказал, действительно единство нашего общества.
Он также обратился к тем, кто пытается нагонять страсти в медиа про разрешение ситуации с ЧВК:
- Есть там «вонючие» и политологи, и блогеры, которые начинают сталкивать меня с Путиным. Это не что иное, как попытка в очередной раз вбить клин между нами. Мы люди не глупые, мы это все понимаем. Не надо этот тренд разворачивать. Еще раз говорю: никакого героизма ни я, ни Путин в этом не видим. Не надо нас сталкивать. Мы делали все, что должны были сделать. Мы делали и делаем свою работу. Я не оправдываюсь, чтобы вы понимали. Никаких амбиций, о которых говорят. Но пока мы президенты, мы очень жестко, а порой жестоко будем отстаивать то, что положено нам по конституции.
- Говорят: вот, Лукашенко - посредник, молодец, там памятник ему надо поставить. Послушайте, мне не надо никаких памятников и героев. Вы знаете мое отношение к памятникам. Я это вообще плохо воспринимаю. Я не посредник. Я - такой же участник этих событий, как Президент Путин. Потому что это наше Отечество. Еще раз повторяю. Поэтому если кто-то там в России, а я это слышу, говорит о посредничестве Лукашенко, никакого посредничества! Это такая же проблема наша, моя, как и Президента Путина и россиян, - подчеркнул белорусский лидер.
ПОДРОБНОСТИ
«БУДЕМ ЗАЩИЩАТЬ МОСКВУ»
Бригада военных была готова к переброске в столицу РФ. Первый раунд переговоров с главой мятежников шел «исключительно на матерном языке».
Александр Лукашенко рассказал, как 24 июня шли переговоры с ЧВК «Вагнер».
- Я должен сказать несколько слов о ситуации, которая развивалась в пятницу и в субботу, поскольку был погружен, как вы знаете, в эти события полностью. Для того чтобы вы понимали и знали, почувствовали, что происходило и что могло случиться, - анонсировал он.
ВОЙСКА ПРИВЕЛИ В БОЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ
Разговор с Владимиром Путиным состоялся утром в субботу 24 июня:
- Рассказал о ситуации в России. Я задал несколько вопросов, в том числе и про противодействие этому. Предложил не торопиться. Худой мир лучше любой войны. Я попробую с Пригожиным связаться. Установили к середине дня целых три канала, по которым мы можем разговаривать с Ростовом.
Должен в этой связи поблагодарить особенно генерала Юнус-Бека Евкурова. Очень важную роль сыграл этот генерал. Человек очень отважный. Был ранен серьезно, когда в Ингушетии руководителем работал. Я помню, мне Владимир Путин рассказывал, его еле вытащили из могилы. Человек военный, ответственный, и он очень многое сделал в рамках этих переговоров. Кроме Евкурова на первом этапе и Бортникова, директора ФСБ, никто не участвовал.
+ В 11.00 Пригожин мгновенно снял трубку. То есть Евкуров его позвал, отдал ему телефон: «Президент Беларуси звонит, будешь ли разговаривать?» - «С Александром Григорьевичем буду». Разговор - эйфория. У Евгения полная эйфория. Разговаривали первый раунд минут тридцать на матерном языке. Исключительно. Слов матерных (я потом уже проанализировал) было в десять раз больше, чем нормальной лексики. Ребята очень обиженные, особенно командиры. И, как я понял, они очень влияли (я это предварительно вычислил) на него самого. И вот в этой ситуации, выскочив оттуда в Ростов, в таком полубешеном состоянии я с ним веду этот диалог.
+ Параллельно первое наше было совещание с силовиками. Я потребовал, чтобы все войска были приведены в полную боевую готовность. Всякое может быть. И позвонить Шойгу, спросить, что надо. Мы союзники. Остаться в стороне не можем.
+ По своим каналам я получил информацию, что они в Ростове. Начал уточнять. Говорю: «Ты убил кого-то там из гражданских, военных, которые тебе не противостояли?» - «Клянусь, мы никого не тронули. Мы заняли штаб». И это оказалось правдой. Это было очень важно, что они, зайдя в Ростов, никого не тронули. «Ты чего хочешь?» «Мы пойдем на Москву!» «На полпути тебя просто как клопа раздавят. Несмотря на то что войска отвлечены на соответствующем фронте». Подумай, говорю, об этом. «Нет» - такая вот эйфория.
+ Долго я его убеждал. И в конце сказал: «Знаешь, ты как хочешь можешь поступать. Бригада подготовлена к переброске в Москву. И, как в 1941-м (ты же книжки читаешь, образованный, умный человек), мы будем защищать Москву. Это и не только потому, что это наше Отечество. А потому, что, не дай бог, вот эта смута пошла бы по всей России (а предпосылки для этого были колоссальные), следующими были мы».
РАЗВЕРНУЛ КОЛОННУ И УШЕЛ В ЛАГЕРЯ
+ Разговаривая во второй или третий раз, я его предупредил. Я уже вижу, что он готов отступиться, но я его предупреждаю: «Евгений, никакого кровопролития. Как только ты нарочно, ненарочно убьешь хоть одного человека, особенно гражданского, - все, никаких с тобой переговоров не будет. Он мне поклялся.
+ Переговоры шли в течение дня. Шесть или семь раундов. Я свою позицию высказал. Больше не звонил ему. Он уже на меня выходил советовался, предлагал и прочее.
+ Я ему: «Вот ты представляешь, я - Президент. Ты у меня министр обороны. И какой-то бандит…» - «Я не бандит» - «Я говорю к примеру: какой-то бандит требует отдать Хренина с Гулевичем. Я на это никогда не пойду. Сам погибну, но не пойду» - «Да, я понимаю» - «Раз понимаешь, давай действовать. Нужно остановить колонну». «Разрешите мне собрать командиров и посоветоваться». В пятом часу вечера он мне позвонил и говорит: «Я принимаю все ваши условия».
+ «Если они где-то остановятся, колонна в кучу соберется… Чтобы не было, знаете, желания и искушения взять и ее тут накрыть. Пообещали: этого не будет. Это - гарантия. Вплоть до того, что я выведу тебя в Беларусь и гарантирую тебе полную безопасность. И твоим ребятам, которые продвинулись этой колонной.
+ К вечеру мы подошли к окончанию переговоров. Я торопился, потому что в двухстах км до Москвы уже выстроен рубеж обороны. И я боялся, что если вагнеровцы столкнутся с ними на этой черте, прольется кровь и тогда все. Я говорю Пригожину.: «Хорошо. Бортников этим занимается. Тебе надо с ним связаться». Они переговорили. Он развернул колонну и они пошли в свои лагеря в Луганскую область. Смута таким образом была предотвращена.
ИСТЕРИКА СО СТОРОНЫ
«БЕДА, ОПЯТЬ БАТЬКА ВЫИГРАЛ!»
Соседние страны запаниковали, узнав, что в республике осядут тренированные бойцы.
Президент подтвердил, что руководитель ЧВК находится в Беларуси:
- Гарантии безопасности, как он Владимир Путин пообещал, были предоставлены. Да, действительно, он сегодня в Беларуси. Но, как Хренин говорит: «Мне бы такое подразделение в армии не помешало». Я согласен. Разговаривай с ними.
На Западе от такого решения - паника!
- Наши беглые в осадке: «Беда, опять Батька выиграл (не знаю, в чем я выиграл), все, нам труба…!» Жаль, что мы не можем опубликовать, а то ж заявления уже начали делать, - потроллил закордонную оппозицию белорусский лидер.
Значительная часть российского ядерного оружия, которое планируется завезти в республику, уже на месте. Поляки в своих передовицах верещат: караул, наемники будет охранять арсенал!
- Никакое ядерное оружие «Вагнер» охранять не будет. Там будут охранять, и охраняют россияне и белорусы. Это наша задача. И за сохранность оружия персональную ответственность несу прежде всего я, - прокомментировал Александр Лукашенко.
Понеслись инсайды, будто в Беларуси якобы начали строить лагеря для размещения «оркестрантов».
- Мы пока никаких лагерей не строим. Но если они захотят (я так понимаю, они смотрят отдельные территории), мы их разместим. Мы им предложили одну из заброшенных частей. Пожалуйста - забор есть, все есть. Ставьте палатки. Чем можем, поможем, пока определятся, чем им заниматься. Но пока они находятся в Луганске в своих лагерях. И как мне сказал звонивший Пригожин, кто-то контракт с Минобороны подпишет. Но, говорит, самое главное, мои ребята уже по полгода - по году не были дома. Они хотят поехать в семьи. Ну ради бога. Молодец Путин, вчера сказал: «Если кто-то не хочет контракт заключать, воевать там и прочее - хорошо, вы свое отвоевали». Еще бурно обсуждается, что приезд Пригожина в Беларусь - коварный ход Кремля.
- Значит, он у нас по заданию Кремля, в ходе которого может устроить провокации против предстоящего саммита НАТО в Вильнюсе? - удивился Александр Лукашенко. - Если бы нам нужна была провокация, так у меня на западном направлении тысячи военных. Только команду дай - они любую провокацию организуют. Ну, пугнем мы их в Вильнюсе, и что? Нет никакой необходимости.
Президента спросили про пункты по набору в ЧВК. Мол,пошли слухи, что их откроют со дня на день.
- Если кто-то и хотел служить в «Вагнере»… Там, кстати, есть один. Дима, один из руководителей - наш, белорус, бывший военный. Прекрасно, говорят, служит. Мы никого удержать не сможем. Хотите там зарабатывать деньги немалые? Но должны понимать, что каждый день ты ложишься спать в обнимку со смертью. И автомат под голову. Нам не надо открывать никакие пункты по набору «Вагнера». Я думаю, их и не будет никогда.
ЧТО ЕЩЕ ГОВОРИЛ ГЛАВА РБ
«ПОЧТИ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ГОТОВЛЮСЬ К ВОЙНЕ»
Поэтому и живем под мирным небом.
+ Мы прошлепали эту ситуацию. Мы ее упустили. А потом, когда она начала развиваться, мы видели и думали, что рассосется. А оно не рассосалось. И столкнулись практически два человека, которые воевали на фронте. Я опять же в этой теме, в этом котле был постоянно. Я знаю работу Шойгу. Незаслуженно его порой критикуют. Шойгу здесь бывал не единожды. Конечно, я не могу в СМИ давать то, о чем мы говорили. Мы с ним вели очень серьезные переговоры. Он занял свою нишу там, где он может чего-то сделать.
+ Я увидел тенденцию, что начали выть и кричать, требовать не прекращать уголовные дела, ловить, мочить, сажать. Вот это то, от чего я хотел бы предостеречь и нас, и российское общество. После драки руками мы умеем махать, ох как умеем, и советовать. Слушайте, ну есть кого мочить, особенно знаете где. Есть кого сажать там, где это нужно.
+ И беглые наши засуетились. Правда, фальстарт произошел. Стремятся продемонстрировать своим кураторам наличие хоть каких-то результатов. 250 миллионов надо же получить. Только там они поделят, а эти наши безумцы, которых еще несколько тут осталось, не вычистили мы, - они же ничего не получат. Опять пушечным мясом будут. Успели даже опубликовать очередные призывы и планы (я о беглых). Мол, тоже готовы реализовать очередной сценарий «вооруженного мятежа».
+ В России в обществе под плинтусом сидит очень много. И там против них еще не развернули работу, как мы сейчас зачищаем. Где-то вякнул - посмотрели, 2020-й год, проверили, иди сюда. И уже, знаете, в Москве уже некоторые клопы эти и таракашки повылазили из-под плинтуса.
+ Разные упреки в мой адрес, что я готовлюсь к войне. Почти тридцать лет я каждый день вместе с вами готовился и готовлюсь к войне. Может быть, и поэтому мы сегодня живем под мирным небом.
+ Не бывает цветных революций, если для этого в стране нет хоть малейших причин.
+ Нас пытаются ввести в заблуждение о реальных планах и намерениях коллективного Запада. К сожалению, наши попытки урегулировать ситуацию путем мирных переговоров там сейчас называют «дипломатической имитацией». Цена этой «имитации» - сотни тысяч человеческих жизней.
+ Мы отчетливо видим новую волну расширения НАТО и беспрецедентное наращивание потенциала стран - членов альянса в регионе, в том числе в непосредственной близости от наших границ. Демонстрация за демонстрацией - демонстрация силы.
+ Наше поколение проходит сквозь испытание на прочность. Нам выпала миссия сохранить мир, завоеванный миллионами жизней. Мы должны быть сильнее той угрозы, которая снова нависает тенью над нашей землей. И опять с Запада. Как видите, история повторяется. Говоря про силу, я в последнюю очередь думаю про технические возможности. Они есть.
+ Ситуация и так накалена до предела, спичку бросил - и все вспыхнет, даже взорвется.