Александр Лукашенко: Если «растворим» будущего президента - страна исчезнет
При всех изменениях, вне зависимости от того кто будет во власти, у главы государства должны оставаться сильные полномочия
Александр Лукашенко: Изменения в Конституцию должны быть. ФОТО: Сайт президента РБ
«ВЫЛЕЗАЙТЕ ИЗ-ПОД ПЛИНТУСА!»
Президент собрал совещание, где обсуждали перераспределение полномочий между органами государственной власти.
- На начальном этапе становления и развития страны решение огромного пласта вопросов было замкнуто на Президенте, - напомнил Александр Лукашенко. - Это было сделано для того, чтобы навести порядок в работе с бюджетом, сберечь государственное имущество, недра, все то, что принадлежит (и я надеюсь, будет принадлежать) белорусскому народу. Не допустить олигархии, обвальной приватизации и, как результат, расслоения в нашем обществе, выстроить ключевые институты власти.
И это получилось. Но нельзя сказать, что все идет на «отлично», исполнительская дисциплина, по словам главы РБ, в стране хромает:
- Скажу откровенно: наверное, каждый из присутствующих здесь не думает, что у нас полное единомыслие, крепкий аппарат управления на различных уровнях. Хватает и в аппарате управления, особенно до последних событий: некоторые из-под плинтуса посматривали, как же день воли пройдет, весеннее наступление трудящихся и прочее. Потом поняли - не то, как пишут, особенно россияне, власть устояла. Власть стояла и будет стоять, мы государство сохранили и будем его дальше укреплять. Поэтому, кто хочет работать - вылезайте из-под плинтуса и начинайте работать. У нас слишком много работы.
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что решение о необходимости внесения конституционных изменений назревало давно и принималось исключительно исходя из внутренних интересов страны и общества:
- Тем, кто забыл это, напоминаю, что не Россия и не руководство России (как сейчас эти идеи принято подкидывать в России) заставляют Лукашенко Конституцию переделывать. Нет. Этим мы занимаемся давным-давно. Подошли к тому, что эти изменения должны быть. Потому что Лукашенко не вечен и мы не знаем, кто будет следующим, и какой он будет - диктатор, авторитарный руководитель, - мы тоже не знаем. Это первая важнейшая причина. До того, как произвести изменения в Конституции, мы перераспределим полномочия, чтобы не думали, что все сосредоточено в руках Президента и он принимает все решения. У Президента останутся основные полномочия, которые могут влиять на любое решение снизу доверху. Где бы ни был Лукашенко, какой бы ни был здесь Президент, он будет главой государства с сильными полномочиями, потому что, если мы «растворим» будущего Президента (не меня это касается), имеются в виду полномочия прежде всего, стране не бывать. Она исчезнет.
ВСЕ ЧОХОМ ПРИНИМАТЬ НЕ СТОИТ
Как усилить ответственности между различными органами или ветвями власти? Разобраться с этим президент поручил еще в прошлом году. Совет Министров, местные органы власти и парламентарии подготовили предложения.
- Я их внимательно изучал, - сказал белорусский лидер. - И мое первое предложение - не надо мгновенно, чохом все принимать. Это должен быть эволюционный процесс. Но в течение этого года надо окончательно определиться, какие полномочия будут у Президента, правительства, парламента, губернаторов, если надо - и ниже. Я абсолютно убежден, размывать полномочия главы государства мы не будем. Еще раз подчеркивают: речь не идет о Лукашенко. Речь идет прежде всего о будущем. Это касается в первую очередь тех сфер, где решаются важнейшие вопросы для любого жителя, субъекта хозяйствования и государства в целом. Более того, зачастую они носят необратимый характер.
Речь в том числе идет о том, кто будет распоряжаться землей.
- Здесь мое железное требование: на земли сельхозназначения или лесного фонда претендовать можно только по отдельному решению Президента. Вы знаете почему: это общее достояние. Мы не можем превратиться, как в соседней стране: смотришь на озеро возле крупного города - простому человеку туда не подойти. Почему? Потому что забор выстроили прямо в воду и организовали причалы для своих посудин. Это негоже. Мы этого избежали. Я уже насмотрелся, у меня был опыт передачи этих полномочий вниз. Это не потому, что губернаторы плохие. Просто такие вещи должны быть железно в одних руках. Ведь все равно губернатор будет вносить предложения, и уже по вертикали через правительство до Президента мы изучим эти вопросы и примем решения. Словом, земельные, лесные вопросы передавать кому-то запрещается.
КТО И ЗА ЧТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ?
Перераспределение полномочий происходит нечасто, поэтому надо взвесить все за и против по каждому пункту.
- Правовые акты должны содержать четкий ответ на вопрос: кто конкретно будет отвечать за принимаемые решения? И никакого двоякого толкования здесь быть не должно, - считает Александр Лукашенко.
Отдельно нужно оценить продуманы ли возможные риски.
- Не случится ли так, что через какое-то время в каждом регионе установится своя практика принятия решений, и она будет отличаться? К чему это может привести в современном мире, мы понимаем. У меня тоже есть опыт: это было в России. И я помню молодого Путина, когда он только стал Президентом после Ельцина, мы обсуждали этот вопрос. Что ни регион (хотя в России это оправдано, она огромная страна), абсолютно разные решения. И в кучу собрать Россию многого стоило. Нам надо это или нет? - задал риторический вопрос глава государства. - Мы не должны принимать решения, которые в результате работы над Конституцией потом придется отменять или приводить в другое состояние. Должны прийти к выверенной и идеально продуманной вертикали власти.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТЕЛЕГРАММА
Председатель Высшего Государственного совета Союзного государства поздравил Владимира Путина с Днем единения наших стран:
- 25 лет назад был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, ставший отправной точкой для развития двусторонних интеграционных процессов. За это время наши страны многого достигли в союзном строительстве. Сформированы общие таможенное, миграционное, гуманитарное, социальное, культурное и образовательное пространства, способствующие повышению качества жизни и благосостояния белорусов и россиян. Убежден, что взаимодействие в рамках Союзного государства, основанное на принципах суверенного равенства, будет и далее отвечать интересам граждан Беларуси и России.
ВОПРОСЫ №1
КОНТРОЛЬ СИТУАЦИИ С ЦЕНАМИ
И защита внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя.
На встрече с Министром антимонопольного регулирования и торговли президент потребовал сохранить и обезопасить свои товары и предприятия, что их создают:
- Мы производим. Пусть наш рынок небольшой. Но надо конкурентным образом, естественно, не отдавать никому этот рынок. Мы, конечно, должны помнить о наших обязательствах в рамках евразийского экономического пространства. Но тем не менее, есть большие вопросы и к органам управления, которые должны контролировать и принимать соответствующие меры по защите внутреннего рынка и наших товаропроизводителей.
Также необходимо контролировать ситуацию с ценами:
- Прежде всего на товары, которые пользуются повышенным спросом у наших небогатых соотечественников. Но самое главное - недопустимость необоснованного роста цен. Не дай бог во втором, третьем и далее кварталах мы будем иметь проблемы бесконтрольного, мягко говоря, ценообразования.