Войдет ли Беларусь в состав России? Это абсолютно не нужно
Войдет ли Беларусь в состав России? Ожидается ли трансфер власти? Александр Лукашенко рассказал подробности переговоров с Владимиром Путиным
Что обсуждали лидеры Союзного государства в Сочи? Об этом президент Беларуси Александр Лукашенко говорил на совещании по вопросу белорусско-российского сотрудничества в военной сфере.
По его словам, на встрече обсуждалось взаимодействие в формате Союзного государства, вопросы кооперации, военного и военно-технического сотрудничества, реализации совместных проектов, противостояние различным вызовам, в том числе внешним. При этом, например, тема предоставления Беларуси российского кредита не поднималась - ее изначально не было в повестке дня. Не затрагивался и вопрос так называемого трансфера власти, о чем писали некоторые ресурсы.
- Все наши переговоры были основаны на создании единой системы по всем направлениям, чтобы это было еще теснее, чем сотрудничество округов и республик в самой Российской Федерации, - сказал Александр Лукашенко. - У нас есть твердое понимание, что это наше общее Отечество от Бреста до Владивостока, где сегодня существуют два независимых государства.
ОБ ИНТЕГРАЦИИ
- После переговоров в Сочи и тех вопросов, которые были на них подняты с Президентом России, мы договорились, что ряд вопросов обсудим на уровне руководителей правительства и силового блока. Прежде всего министра обороны, госсекретаря. Мы определили эти вопросы.
Очень много писали об этой встрече. К сожалению, процентов семьдесят - это полная брехня и выдумки. Я даже не собираюсь сейчас перечислять все, что обсуждали. Были десятки вопросов. Притом подвергнуты ревизии и обсуждению буквально все пункты белорусско-российских отношений.
Контекст этих переговоров, если можно так сказать, ограничен был рамками Союзного государства. Изначально - как оно создавалось, о чем договаривались, на каком уровне находимся сейчас и на что способны выйти.
Белорусы живут в своей квартире, хотя она и небольшая по сравнению с огромной Россией. И мы суверенное и независимое государство. Сегодня мир изменился настолько, что разговоры о том, что Беларусь должна войти в состав России или Россия должна войти в состав Беларуси, или мы вообще как-то должны слиться, создав единые органы управления… Мир настолько изменился, что просто было бы глупо даже работать в этом направлении. А во-вторых, это абсолютно не нужно. Потому что, существуя как суверенное независимое государство, мы можем выстроить такую систему отношений, что эта система будет мощнее, нежели в самой Российской Федерации взаимоотношения отдельных территорий.
У Беларуси и России практически одинаковый уровень развития по различным направлениям, и если страны захотят, то смогут выстроить такую систему взаимоотношений. И мы очень многое сделали для этого. Мы просто об этом не говорим. Ведь у нас люди имеют равные возможности. Как бы ни было сложно, субъекты хозяйствования понимают на переговорах друг друга, многого достигли.
О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
- Оборонные и внешнеполитические ведомства Беларуси и России - пример для сотрудничества для других госорганов. Поэтому мы будем координировать нашу оборонную политику на злобу дня, внешнюю политику. И мы полны решимости (это было наше общее мнение) создать такое объединение Беларуси и России в Союзном государстве, что комар носа не подточит. Никто нас не упрекнет, что кто-то посягнул на чью-то независимость, суверенитет. Все будет красиво и достойно.
О ПРОТИВОСТОЯНИИ САНКЦИЯМ
- Хотим выстроить такие отношения, чтобы мы не боялись и не дергались по поводу каких-то санкций. Вчера ввели санкции против России, позавчера - против Беларуси. И уже гвалт какой-то, - отметил белорусский лидер. - Слушайте, 150 миллионов человек на такой территории мы не можем накормить? Запросто! В этом ключе по всем отраслям мы подвергали анализу ситуацию. И приходили к тому, что нам надо начинать это делать. Нам надо просто спланировать, как делают китайцы, японцы это. Насколько это возможно, спланировать наши дальнейшие действия в экономике.
О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
- Большое внимание стороны уделили сотрудничеству в военной сфере. Беларусь и Россия намерены и дальше действовать в рамках совместной группировки войск. Российская армия - одна из сильнейших в мире, белорусским военнослужащим было неплохо перенимать передовые методики ведения боевых действий, осваивать новейшее вооружение вместе с российскими военными. Вот это направление Президентом России было с воодушевлением поддержано.
О ВЫБОРАХ
- Никакого трансфера быть в Беларуси не может. Я уже сказал: никакие дети, никакие внуки и правнуки не могут после президента Лукашенко претендовать на эту должность. Все будет по Конституции и закону. Конституцию мы примем, как я говорил, в январе-феврале будущего года. Вот и весь трансфер власти. Все, даже вы вчетвером (участники совещания — ред.), можете участвовать в этих выборах после Конституции - и в парламентских, и в президентских.
Внутренняя политика Беларуси - это дело исключительно самой Беларуси. Поэтому ни о каком трансфере власти мы даже не говорили. Это было бы даже неприлично со стороны хозяина этой встречи. Как мы тут будем устраивать внутренне свою страну, это наше дело. Вот внешнюю политику, о чем мы договаривались, мы будем координировать, как сейчас.
О КООПЕРАЦИИ
- Очень серьезно был подвергнут анализу вопрос нашей кооперации.
На саммите ЕАЭС российской стороной поднималась тема возможной кооперации в авиационной отрасли с учетом того, что в России создан среднемагистральный лайнер. Речь может идти о том, чтобы некоторые части, комплектующие, обслуживание передать зарубежным партнерам в ЕАЭС.
И я в Сочи, продолжая этот разговор, поблагодарив, сказал ему об этом, что мы такой завод перенесли из центра Минска, построили. И мы готовы не только обслуживать эти самолеты, которые производятся в России, но и производить некоторые узлы и комплектующие. То есть осуществлять более тесную кооперацию. Нам это выгодно.
Тоже самое в сотрудничестве по линии предприятий военно-промышленного комплекса, включая «Интеграл», авиационное, бронетехническое направления. Эти наши заводы там востребованы. Давайте, говорю, кооперироваться. Президент России сказал, что это им очень интересно. Поэтому в этом направлении и правительству, и Госсекретариату, Минобороны надо более активно себя вести.
О КРЕДИТАХ
- Много сейчас писали и вякали по поводу кредитов. Ни о каких кредитах даже речи не было. И в материалах у меня не было даже темы этой. Никто не просил дополнительных кредитов. Нам это не нужно.
Единственное предложение белорусской стороны в финансовой сфере касалось возможного участия «Газпрома» в модернизации «Гродно Азота». Может, у них будет к этому интерес. Не будет - мы сами будем строить этот комбинат. Он нам нужен: спрос на азотные удобрения в мире очень приличный. Азот из природного газа - если «Газпрому» интересно, мы можем с ними договориться о строительстве. Все, ни о каких деньгах речи на этих переговорах не было. Поэтому, если нас там хотят упрекнуть в чем-то, что мы опять с протянутой рукой - чушь полная. Мы пока обходимся, слава богу, при всех сложностях с пандемиями и закрытием границ, своими денежными средствами.
О РАСКАЧИВАНИИ СИТУАЦИИ ИЗВНЕ
- Естественно, нас качали, их качают. Идет сейчас уже не противоборство, а война в средствах массовой информации. Мы понимаем, что нас будут пробовать уже не на зуб, а на все зубы. Мы обменялись закрытой информацией, секретными документами, которые и наш Комитет госбезопасности, ГРУ Генштаба и другие добывают.
Деструктивные силы сейчас будут пытаться поддерживать протестную активность с помощью разного рода фейков и вбросов. Вот это у них сейчас самое главное: вбросить в медийное пространство больше пакости для того, чтобы в этот костер подбрасывать дровишки хотя бы до апреля. Им надо завести народ в Беларуси, расшевелить, чтобы, как они говорят, цитирую: «не спала волна активности». Поэтому они будут вбрасывать любые фейки. Мы к этому готовы.