Один тариф на всех
В Союзном государстве, похоже, пришли к взаимопониманию, как должен выглядеть единый энергетический рынок и цены на голубое топливо
Владимир Семашко убежден, что РФ и РБ должны сотрудничать на равных. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru.
ГАЗ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Такое мнение высказал на пресс-конференции в канун Дня Независимости Беларуси Посол республики в России Владимир Семашко. Цены на газ и нефть нет-нет, да вносят распри между братскими странами.
- Для нас цена на газ чрезвычайно важна, она заложена в себестоимость выпускаемой продукции, а на некоторых предприятиях доля доходит до 70 процентов, - объясняет Владимир Семашко.
Сегодня республика закупает двадцать миллиардов кубов газа в год по 127 долларов за тысячу кубометров. Были, конечно, времена, когда и за 305 «зеленых» покупали. Все изменилось в 2011-м, когда Россия и Беларусь подписали два соглашения, одно касалось продажи половины акций «Белтрансгаза» «Газпрому», другое - тарифов на топливо и его транзит. У белорусов была одна цель, прийти к ценам на газ, сопоставимым с российскими. Сначала так и было.
- В 2016 году цена дошла до 68 долларов за тысячу кубометров, и в «Газпроме» посчитали, что это слишком большое снижение. Тогда же методики пересмотрели. В 2018 году уже покупали по 129 долларов, в 2019-м и этом году - по 127. Но нас это не устраивает. Мы констатируем, что «Газпром» не выполняет протокол, подписанный в 2017 году и предусматривающий цены, близкие к российским, а по сути, создание единого рынка.
Предполагалось, что это заработает в году текущем. Не сложилось. Теперь есть перспектива на 2022 год. 30 июня состоялась встреча министров энергетики России и Беларуси Александра Новака и Виктора Каранкевича.
- По докладам я понял, что назрело осознание - надо двигаться дальше к единому рынку газа, - считает дипломат.
МАНЕВР, ЕЩЕ МАНЕВР
А вот нефтяной налоговый маневр, проводимый российской стороной, посол считает серьезным нарушением всех двусторонних договоренностей:
- Россия-то в плюсе, только за прошлый год дополнительно получила десять миллиардов долларов. А Беларусь? Если вы поднимете документы 1995, 1999, 2014 годов, то увидите, что внутри интеграционных образований не допускается введение внутренних пошлин или подобных им действий. Комбинация из нескольких пальцев, когда на пять процентов в год уменьшается ввозная таможенная пошлина и переносится в НДПИ. Российский бюджет от этого только выигрывает. Как и российские нефтезаводы, которые получат на этом фоне бонус от государства в виде скидки 16 - 18 процентов по отношению к мировым ценам на нефть. А для белорусских НПЗ стоимость останется на мировом уровне.
Что касается премии российским компаниям за поставки нефти, Владимир Семашко заявил, когда цена за доллар была приемлемой, это было позволительно:
- Сегодня, когда мы должны считать каждый доллар и когда мы разбираемся с компенсацией на налоговой маневр, предлагали убрать эту премию. Сейчас она не одиннадцать долларов за баррель, а семь - уже существенно.
Снижение премии до семи долларов сэкономило для Беларуси 130 миллионов долларов.
ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ
Карты, деньги, виза в две страны
Весь прошлый год шла подготовка к подписанию дорожных карт по углублению интеграции наших стран. Владимир Семашко убежден, что к этому вопросу стороны скоро вернутся.
- Другого варианта нет, - подчеркнул посол. - Было четыре рабочих момента, которые мешали: цены на газ, нефтяной налоговый маневр, поставки мяса и молока в Россию и проблемы с продажей техники - тракторов, комбайнов. Поэтому пришлось отложить сроки подписания. Конечно, теперь дорожные карты надо актуализировать. Россия также предлагала передать на наднациональный уровень 95 процентов полномочий в рамках СГ. Кому ж охота терять свой суверенитет? В вопросе единой валюты тоже нужен разумный поход. Решения по эмиссии, девальвации не должны ущемлять интересы сторон.
А вот соглашение о взаимном признании виз заработает не раньше конца этого или начала следующего года. Сейчас идет процесс ратификации.