Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Политика


Десять триллионов спешат на помощь

Правительство экстренно изобретает все новые способы спасения экономики и граждан в тяжелые времена

Пока все сидят дома, заработок таксистов упал больше, чем в два раза. Фото: Иван Макеев/кpmedia.ru

За последние недели в РФ повысили пособие по безработице, ввели кредитные каникулы, бизнесу пообещали беспроцентные кредиты и отсрочки по налогам. 

Но президент страны Владимир Путин дал понять, что этого недостаточно. Чтобы за время карантина бизнес не обанкротился, а граждане не остались без куска хлеба, нужны дополнительные шаги. Какие именно, «СВ» узнало у парламентариев и экономистов

ВЫПЛАТЫ ВСЕМ…

Одна из самых обсуждаемых мер - единоразовые выплаты всем гражданам. Так поступают в США, Сингапуре и Южной Корее. Выплаты зависят от дохода. Но ценз довольно высокий. К примеру, каждому взрослому американцу, чей доход не превышает 75 тысяч долларов, выплатят по 1,2 тысячи зеленых.

- Разумная мера в этой ситуации - выдать каждому гражданину РФ единовременное пособие. Например, десять тысяч рублей в течение апреля - мая, - считает Константин Сонин, профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики. - Цена вопроса вполне реалистична. Десять тысяч рублей каждому россиянину - это примерно 1,5 триллиона рублей. Такие деньги есть в Фонде национального благосостояния. И если потребуется, повторить эту операцию осенью.

По словам экономиста, деньги можно выдать либо через отделения почты (как сейчас - пенсию), либо зачислить на карты граждан. Это поддержит совокупный спрос в экономике. А деньги дойдут до получателей быстрее, чем если пытаться определить, кто действительно нуждается, а кто - нет.

…ИЛИ ТОЛЬКО НУЖДАЮЩИМСЯ?

Тем не менее российские власти и часть экспертов исходят из другого принципа. Что помогать нужно лишь тем, кто оказался в сложной ситуации. И тому есть обоснования. Во-первых, в этом случае помощь получается адресной. Во-вторых, ниже расходы бюджета, который все-таки не резиновый. И в-третьих, меньше рост инфляции, которая всегда растет при вливании больших сумм в экономику.

- Одноразовая раздача денег - правильная идея только в том смысле, что людям нужно помогать во время таких потрясений. Но это выглядит, как раздача париета (таблетка от язвы. - Ред.) всем - больным и здоровым. Помогать надо иначе. Язвенникам нужен целый курс, а люди с легким гастритом или здоровые могут потерпеть, - считает экономист Иван Любимов.

По его мнению, во время экономического спада больше всего страдают бедные слои населения, у которых низкие доходы и совсем нет сбережений. Им нужно помочь остаться на плаву до тех пор, пока не смогут решить проблемы с занятостью и заработками. Определить этих людей можно с помощью данных Федеральной налоговой службы.

- Даже если работы лишатся треть всех сотрудников и государству придется платить всем минимальный размер оплаты труда (около двенадцати тысяч рублей), то общий месячный объем таких субсидий - около 0,5 триллиона рублей, - подсчитал Сергей Васильев, председатель совета директоров Инвестиционной группы «Русские фонды». - Деньги немалые, но вполне подъемные для государства. До конца года по самому максимуму придется выделить на это 3,5 триллиона. Такие деньги есть. Это меньше, чем профицит федерального бюджета только за 2019 год.

Правда, в этом случае возникает другая проблема - в России миллионы людей получают зарплаты в конвертах. То есть доказать, что их доходы упали, они не смогут. Получать пособие по безработице - тоже. Для этих людей нужно предусмотреть другие механизмы.

МАЛЫШЕЙ НЕ ОБИЖАТЬ

Помочь наемным работникам, оставшимся без доходов, - это правильно. Но получить поддержку должны и компании, в которых эти люди работают. Ведь если бросить малый и средний бизнес сейчас, после карантина людям некуда будет устраиваться.

- Например, нужно полное субсидирование арендной платы и коммунальных расходов, - предлагает Иван Любимов.

Многие компании столкнулись с тем, что арендодатели не идут навстречу. В правительстве бизнесу пообещали лишь отсрочки и хоть и беспроцентные, но кредиты. При этом компании обязаны в течение нерабочих дней платить зарплаты.

- Ограничения приведут к значительному спаду экономической активности. Падение доходов граждан усилит этот эффект. Во время карантина необходимо поддержать бизнес, особенно малый и индивидуальных предпринимателей, - считает Константин Сонин. - Главное - это масштаб мер по поддержке экономики и финансовой системы. Пока что заявленные правительством суммы представляются недостаточными. Пример других стран говорит о суммах в пять - десять триллионов рублей.

Для сравнения, у нас правительство выделило пока лишь 300 миллиардов, а всего зарезервировало в бюджете на антикризисные меры 1,4 триллиона рублей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

РЕВИЗИЯ ДЛЯ КАЖДОГО

Ольга ГЕРМАНОВА, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:

sv5-1604-germanova-80.jpg 

Фото: пресс-служба

- Пандемия, колебания на нефтяном рынке сыграли пагубную роль в экономике в целом, но главное - подорвали силы малого и среднего бизнеса. Стремительно снижается спрос, рвутся цепочки поставок, стоит реальная угроза безработицы. Во всем мире правительства принимают экстренные меры поддержки бизнеса и граждан.

Российское правительство также объявило о первом пакете мер, направленных на помощь бизнесу, и готовит очередной. Ситуация развивается стремительно, что требует от государства дополнительного вмешательства и участия.

На мой взгляд, главное, на чем сейчас стоит сконцентрироваться государственным структурам, - это обеспечение и, возможно, даже расширение рынков сбыта для компаний, занимающихся реальным производством, в ряде случаев - предоставление упрощенного доступа к государственным заказам.

Для сферы услуг - смягчение арендных платежей, взамен чего собственники помещений могли бы получить налоговые послабления. Конечно, компании не откажутся от беспроцентных кредитов, чтобы обеспечить свои насущные потребности. Но они прекрасно понимают, что этот заем придется возвращать. В этом правительство тоже не должно остаться безучастным - не исключено, потребуются реструктуризации, отсрочки и даже списания долгов.

Самозанятые, вынужденные приостановить работу, пока держат удар. Но у многих уже практически нет оборотных средств, которые можно было бы направить на выплату по кредитам, закупку сырья и материалов.

Экономика страны - это еще и сумма экономик домохозяйств. Сейчас более, чем когда-либо, хотела бы призвать граждан не паниковать, провести ревизию, воздержаться от необдуманных трат и, безусловно, войти в режим экономии.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОЗА

Александр ВАСИЛЬЕВ, член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью:

sv5-1604-vasiliev-70.jpg 

Фото: пресс-служба

- Не потерять работу - вот что больше всего беспокоит наших избирателей в регионах. Пока у людей страх даже не в том, что они заболеют. В регионах эпидемиологическая обстановка не такая опасная, как в Москве. При этом не уверен, что меры правительства по поддержке предприятий уже дошли в глубинку. В период самоизоляции не всем оформляют отпуска или больничные - многие вынуждены за свой счет брать. Людей выдавливают сидеть дома без оплаты, и тогда происходит нарушение трудового законодательства.

Конечно, меры правительства должны рано или поздно заработать, но пока люди рассчитывают не на эту помощь, а прежде всего на самих себя. Тем не менее мне, депутату, пишут и звонят. Думаю, надо срочно подключать надзорные органы, чтобы соблюдались все требования закона.

Кроме того, нужно целевым способом быстрее пополнять бюджеты регионов, сокращать налоги тех отраслей, которые пострадали. Взять автоперевозчиков, такси - загрузка упала на шестьдесят процентов. А ведь водители, пусть в масках и перчатках, но тоже рискуют. И уже есть случаи - люди не могут выплатить кредит за автомобиль.

Меры поддержки нужно не только принимать, но и смотреть, доходят ли они до места. Сейчас срочно буду заниматься этим как депутат, может, даже рассчитывать все конкретные варианты - машина за счет кредита, в лизинге, таких случаев немало, и надо думать, как помочь работающему человеку.

Необходимо детально смотреть каждую отрасль, иначе можно многого не увидеть и потерять. Например, дорожное строительство, общественный транспорт. В важной для страны транспортной системе изменились условия. Компании брали займы в одних обстоятельствах, а сейчас они совсем другие - отменили и поезда, и самолеты. И теперь страдает вся цепочка гражданских перевозок.