Что делать?!
Как удержать Беларусь от слишком тесных связей с Россией? Именно так ставят вопрос политические круги США, разыгрывая новую пьесу на европейской политической авансцене
Деловая американская газета The Wall Street Journal опубликовала статью с заголовком «Сольный курс российского союзника меняет западные расчеты». Причина новой великой тревоги Запада - интеграция России и Беларуси.
Цитата WSJ: «Западные правительства собираются поддержать авторитарного, независимого Президента Беларуси Александра Лукашенко, опасаясь, что возможное поглощение его страны Россией изменит баланс сил в Европе».
Чем же аргументируют заявления о столь серьезных угрозах от интеграции двух постсоветских стран? Озабоченностью... министра иностранных дел Польши! Вот что сказал WSJ Яцек Чапутович:
- Ситуация серьезная в том смысле, что Россия действительно может заставить их объединиться. Они (белорусы. - Ред.) находятся под давлением, и теперь настало время для Европейского Союза, для Польши, для других стран, чтобы поддержать их суверенитет.
То, что политического объединения не планируется и речь идет об экономической кооперации, авторами заявлений в расчет не берется. Сама постановка вопроса в статье вызывает восторг: «Что должны сделать США, чтобы удержать Беларусь от слишком тесных связей с Россией?»
А почему США должны кого-то удерживать от слишком тесных связей? Вы подозреваете, что большая Россия давит на маленькую Беларусь? И проявляется это в том, что поставляет субсидированные нефтепродукты и строит в Синеокой на свой десятимиллиардный кредит мощную ядерную энергостанцию?
Вы будете смеяться, но, оказывается, да, так и есть. Именно кредиты и субсидии - это элемент давления, других-то нет. Видимо, малые западные кредитные подачки партнерам по евроатлантической интеграции, бесследно растворяющиеся при латании бюджетных дыр и приводящие к еще большим дырам, могут быть гораздо привлекательнее.
Отличная идея - защитить суверенитет Беларуси от давления России в виде экономических преференций.
МНЕНИЕ
Кирилл Коктыш, эксперт по Восточной Европе, кандидат наук, доцент кафедры политической теории МГИМО:
Фото: Евгения Гусева/kpmedia.ru
- Любая интеграция на постсоветском пространстве ломает расчеты Запада, создает проблемы для него. Это имеет экономическую подоплеку. Чем уже рынок, чем уже разделение труда - тем меньше технологический потенциал, который страна может достигнуть.
Стратегия использовать противоречия, как в случае Беларуси и России, для того чтобы их обострить, вполне понятна. Балансирование между большими Европой и Азией во времена обострения мировой поляризации становится раздражающим фактором и для Запада, и для Востока. Поэтому такое балансирование может устроить только США. Говорить о политической переориентации Беларуси, не предлагая сопоставимых ресурсов, которые страна получает от ее близких отношений с Россией, несколько смешно и наивно.
КОМУ ВОЙНА, КОМУ МАТЬ РОДНА
Обращает внимание то, что основные призывы скорее оттянуть Беларусь от интеграции с Россией звучат главным образом от польских политиков и генералов. Польша не самая дружественная России страна. И это повод задуматься, что является целью таких восклицаний - действительно забота о белорусском суверенитете или привычное желание как-то навредить «медведю»?
Еще одно интересное признание WSJ: «США и ЕС подвергали Президента Беларуси г-на Лукашенко многолетнему остракизму». То есть все годы был упор на то, что высмеивали президента суверенной страны. Доказаны ли факты подавления демократии и прав человека в Беларуси - об этом ни слова.
Проамериканский блок не перестал считать Лукашенко идейно чуждым. Но боятся изменения баланса в Европе. А как это может произойти? Если не разрушены и работают заводы, фабрики, плюс поля засеяны и ухожены. Такая экономическая интеграция станет примером, к которому потянутся не только постсоветские республики, но и Восточная Европа, производство которой убили законы ЕС. Это будет честная и равноправная конкуренция. А вот вставлять палки в колеса такому проекту - это уже игра за гранью всех деклараций ЕС и США о равноправии в мире.
Но не все в западном блоке готовы «приласкать злого Лукашенко». Поэтому мнения и разделились. Главнокомандующий армией Польши Раймунд Анджейчак заявляет о «невероятной» интеграции вооруженных сил России и Беларуси. А вот Бен Ходжес, бывший командующий американским контингентом в Европе, с ним не согласен. Потому что Беларусь якобы отказалась размещать российские базы, и в этом можно нащупать что-то интересное.
Конечно, таким политикам совершенно неведомо, почему Президент Беларуси не кидает шапку вверх при появлении первых партий спасительных американских танков в Литве.
БУФЕРНЫЕ СТРАНЫ
Впрочем, Александр Вершбоу, бывший посол США в России, бывший заместитель генсека НАТО, высказался вполне прагматично. В том духе, что вряд ли Беларусь пойдет на сближение в такой степени, как этого хотелось бы польским коллегам по альянсу. Попытки навязчиво предлагать Беларуси такое сближение, по мнению высокопоставленного политика, могут вызвать жесткую реакцию России. И в этом политик абсолютно прав. К тому же инициатива польских генералов изрядно запоздала: так или иначе процесс экономической интеграции уже набрал обороты.
А вот далее Вершбоу удивил:
с позиции умеренного «коллективного Запада» предложил Беларуси «усложнить расчеты» России. Как можно понять из контекста - усложнить предлагается какие-то планы, создающие Западу угрозы. Как вариант - поддержать суверенитет Украины. Говоря проще, Украина окончательно должна смириться с ролью буферной зоны, а Беларусь должна бы это ее стремление поддержать. Интересно, разве в документах ЕС есть положения о буферных странах с разрушенной экономикой и нищим населением?
Остается последний вопрос: если Запад столь обеспокоен поведением России, что всерьез думает, как развернуть к себе ее естественного союзника, то что он готов предложить этому союзнику? Украина, например, вынуждена отдавать на обслуживание западных кредитов до трети своего бюджета. Поэтому экономика ее вошла в стабильный штопор. И зачем Беларуси поддерживать подобное финансовое иго, Вершбоу не поясняет.
Президента Беларуси Александра Лукашенко на мякине не проведешь, он не отличается легковерием, как некоторые его коллеги. Поэтому он ставит цель так: улучшаем отношения со всеми, кто готов учесть интерес страны, и взаимовыгодно равноправно работаем. Естественно, Россия только приветствовала бы, если бы Запад пошел на такое с Беларусью. И приоткрыл бы рынки ЕС и США для товаров из Синеокой, товар-то наш, кооперационный. Но ничего этого не происходит. Только громкие и весьма неконструктивные декларации.
Сергей Рахманов: Беларусь не возьмешь на абордаж
Фото: БЕЛТА
Почему западные «партнеры» не вырабатывают общих подходов, чтобы работать с учетом интеграции в Союзном государстве? И почему бизнес Европы хотел бы работать с нами, но не может. Об этом поговорили с председателем Постоянной комиссии по международным делам и нацбезопасности Нацсобрания РБ, председателем Комиссии ПС по вопросам внешней политики.
ДЕСТРУКТИВНЫЙ МЕЙНСТРИМ
- Сергей Кимович, вас тоже процитировали в истеричном материале The Wall Street Journal.
- То, что «мы ни при каких обстоятельствах не предадим нашего стратегического партнера Россию»? Ну так правильно, такая у нас позиция, пусть цитируют и читают!
- В чем они могут усматривать угрозу от нашей интеграции, это что - наследие холодной войны?
- Вопрос заключается в том, что нам нужно быть неразрывно едиными при любых обстоятельствах. Потому что это в одинаковой степени важно для Беларуси и для России. Мы должны находить общий язык, общие интересы. Но при этом, ребята, не пытайтесь нас разводить, делить на части. Это наша позиция, мы будем ее продолжать отстаивать. Неважно, кто это там говорит - WSJ или другие так называемые «партнеры».
- Вы как действующий политик выступаете с весомой в пользу сотрудничества точкой зрения.
- Мы активно занимаемся анализом всего того, что происходит. Разные там люди есть, мнений много.
Далеко не все они ориентированы на деструктивный подход, есть и конструктивные силы - в Европе и США. Но мейнстрим достаточно деструктивный.
Беларусь - не та страна, которую можно взять на абордаж, как сделали с другими. У нас достаточно исторического опыта. И интеллекта хватает, чтобы не повторять чужих ошибок. Хотелось бы понимания всех сторон. В России тоже кто-то думает, что мы куда-то там дрейфуем. Никуда мы не дрейфуем. И Беларусь вместе с Россией ищет дополнительные возможности для стабилизации ситуации. Все двадцать лет на Беларусь давили так, как и на Россию не давили. Мы эту школу прошли. Нас на мякине не проведешь.
СВОИМИ ИНТЕРЕСАМИ НЕ ПОСТУПИМСЯ
- Есть со стороны партнеров хоть какие-то реальные предложения по сотрудничеству, кроме политических деклараций?
- Позиция западного бизнеса не абсолютна та, которую пытаются излагать политики. Западный бизнес крайне заинтересован в развитии сотрудничества с Россией. И они ищут варианты, в том числе как нам взаимодействовать на тройственной основе. В частности, с европейским бизнесом. Они прекрасно понимают, что многие виды белорусской продукции производятся в тесной кооперации с Россией.
Беларусь абсолютно открыта, мы говорим Западу: готовы с вами сотрудничать. Но с учетом наших интересов, которыми мы ни при каких обстоятельствах поступаться не будем. В особенности в том, что касается сохранения и развития стратегического сотрудничества с РФ.
Это наш коренной, базовый интерес. Когда базовый интерес есть - никакие силы не способны изменить нашу точку зрения.
Когда встречаемся с нашими партнерами - откровенно им говорим, что надо учитывать интересы. Что в значительной мере проблемы возникают между РФ и США из-за того, что интересы России Запад просто не учитывает. А их нужно учитывать, потому что страна не рядовая, один из глобальных лидеров.
Единственное, что нам нужно быстрее и лучше делать вместе, - находить варианты и механизмы, как убеждать своих партнеров на Западе и не впадать в крайности. Это наша общая задача. Тут мы недорабатываем, надо делать это, как Союзному государству.