Постпред Беларуси при ООН Валентин Рыбаков: Санкции - тоже оружие массового поражения
Какие «интересные» процессы идут в США? Как на них реагируют наши страны? Насколько слажен дуэт президентов Путина и Лукашенко? И кто способен подгонять Организацию Объединенных Наций? Об этом - в эксклюзивном интервью «СВ»
Даже сами американцы протестуют против двойных стандартов властей США: с одной стороны Трамп требует разоружения, с другой – не убирает руку с красной кнопки. Фото: FA Bobo
ЕДИНСТВА МНЕНИЙ У АМЕРИКАНЦЕВ БОЛЬШЕ НЕТ
- Валентин Борисович, как случилось, что уроженец Томска решил в свое время поступить в минский вуз?
- Все очень просто: мой отец был военным. Мне не было еще двух лет, как его перевели в Беларусь. С тех пор я здесь и жил. На юге республики, в Гомельской области, с золотой медалью окончил среднюю школу, затем поступил на факультет переводчиков в Минский государственный педагогический институт иностранных языков. (Сейчас это лингвистический университет. - Ред.). В 1980 году закончил этот вуз с отличием. Для тех, кто родился в Советском Союзе, нет ничего необычного в том, что у меня, русского по национальности, вся жизнь связана с Беларусью.
США - не единственная точка на карте мира, где приходилось работать. Сразу после окончания института меня направили в посольство СССР в Индии. Тогда прямого отношения к дипломатии я не имел, был переводчиком в аппарате советника по экономическим вопросам.
- Это не первая ваша долгосрочная командировка в США. Изменилась ли Америка?
- В МИД Республики Беларусь начал работать в 1993 году. Через год впервые приехал в США на трехмесячную стажировку. В первый и последний раз американцы организовали тогда специальные курсы для дипломатов из стран бывшего СССР. И практически сразу же после этих курсов я приехал вновь, трудиться в нашем посольстве в США и постпредстве РБ при ООН.
Мне действительно есть с чем сравнивать. Внешне никаких изменений не наблюдается. А вот что касается внутренних перемен... Я стал работать в Нью-Йорке в то время, когда в США начались весьма бурные внутриполитические процессы, связанные с ситуацией вокруг президента Дональда Трампа. Особенно заметным видится отсутствие единства мнений самих американцев относительно политики, проводимой действующим главой государства. Процессы эти, как все признают, интересные. И, на мой взгляд, только набирают силу.
Будучи постпредом, я не занимаюсь вопросами двусторонних белорусско-американских отношений, это прерогатива посольства. Но, конечно же, отслеживаю все процессы и принимаю их во внимание. Особенно несколько специфичное отношение нынешней администрации США к работе Организации Объединенных Наций.
ОДНА СТРАНА - ОДИН ГОЛОС
- Со времени основания ООН у Беларуси был собственный, отдельный от СССР голос в Объединенных Нациях. У Союзного государства своего отдельного голоса нет…
- Беларусь - в числе государств-основателей ООН, подписавших устав организации. Это и огромная честь, и огромная ответственность. Да, у СССР фактически было три голоса - собственно Союза, Белорусской и Украинской ССР.
Если говорить о дне сегодняшнем, Беларусь и Россия - ближайшие союзники и партнеры, которые всегда максимально поддерживают друг друга по всему спектру вопросов.
Это касается как международной повестки дня, так и индивидуальных интересов. Да, мы не всегда действуем абсолютно одинаково, и это можно проследить по результатам голосований по тем или иным резолюциям. Беларусь и Россия в этих случаях принимают решения как суверенные государства - полноправные члены. И в этом как раз и заключается самый важный, по моему мнению, принцип работы ООН - «одна страна - один голос».
- Консультируетесь с российскими партнерами?
- Регулярно. И не делаем из этого никакого секрета. Министерства иностранных дел РБ и РФ как минимум раз в год проводят совместную коллегию. В Нью-Йорке контактируем с нашими российскими коллегами, друзьями, партнерами по любым вопросам, представляющим взаимный интерес. Это абсолютно нормальная практика, которой придерживаются дружественные государства. Не считаю, что кто-то должен за нее объясняться или оправдываться.
- Постпредства России и Беларуси при ООН находятся в Нью-Йорке в одном здании. Это создает какие-то трудности? Или, наоборот, возможно, является чрезвычайно удобным обстоятельством?
- Никаких трудностей это не создает вообще. Исторически так сложилось, что три дипмиссии - постпредства СССР, Беларуси и Украины - располагались в Нью-Йорке в одном строении. После распада Советского Союза постпредство РБ решили оставить в этом комплексе, были подписаны все необходимые документы. И теперь целый этаж этого дома принадлежит Беларуси.
Манхэттенский Ист-Сайд - район благополучный, престижный, удобный, находится неподалеку от штаб-квартиры ООН. А соседство с российскими коллегами существенно поддерживает нашу работу с точки зрения безопасности, поскольку охраняют наши постпредства их специалисты.
Валентин Рыбаков (слева) отстаивает интересы Беларуси и Союзного государства в том числе перед Генеральным секретарем ООН Антониу Гутеррешем. Фото: UN Photo
РАЗГОВОР В ОБЩЕЙ ТОНАЛЬНОСТИ
- После отмены санкций против Беларуси и потепления отношений с Западом насколько реально поменялось отношение со стороны тех же американцев? Ее перестали считать последней диктатурой Европы?
- Перестали. Политические и экономические санкции, введенные Западом против нашей страны, не имели под собой никаких оснований. Часть санкций уже отменена, действие других приостановлено. Причем никаких специальных шагов для отмены республика не делала. Мы не лезли из кожи вон, дабы доказать американцам и европейцам их неправоту. Просто развивались, шли своим путем, делали все то, что планировали. Запад реально осознал: Беларусь не создает никому проблем.
ДОБРЫЕ СОСЕДИ
Президент Александр Лукашенко неоднократно заявлял о том, что наша страна хочет иметь хорошие отношения со всеми. Пусть нас все время и упрекают в каком-то лавировании, конъюнктурных позициях. Но заинтересованность в хороших отношениях со всем миром не может быть конъюнктурной. Равно как и не может быть никаких конъюнктур в том, чтобы Беларусь была процветающей и стабильной страной.
- Президенты Путин и Лукашенко говорят мировому сообществу об одном и том же, но все-таки не всегда сообща. Нашим странам нужен такой вот слаженный дуэт?
- Главы наших государств говорят на одном языке и в одной тональности. Разумеется, есть нюансы. Беларусь и Россия, с точки зрения мировой геополитики, находятся в разных категориях: у них разные площади, ресурсы, количество населения, экономический потенциал. Одними и теми же словами обозначать направления своего развития вряд ли стоит. Уже хотя бы потому, что мы являемся суверенными государствами. А одни и те же слова, одни и те же аргументы дадут нашим противникам (в том числе и в ООН) основания для разного рода неверных заключений.
- Президенты РФ и РБ - пожалуй, самые спортивные в мире. А постпреды, аккредитованные при ООН, соревнуются между собой?
- Да, есть футбольная команда. И даже своя рок-группа, одним из фронтменов которой был великолепно играющий на гитаре тайский постпред, ставший теперь послом Таиланда в Вашингтоне. Но неформальное общение между постпредами происходит не только в кулуарах штаб-квартиры или на футбольном поле.
В ПРИОРИТЕТЕ
Семейные ценности и борьба с торговлей людьми
- С какими инициативами в ООН выступает Беларусь?
- Безопасность и разоружение, нераспространение оружия массового поражения. Мы всегда активно работали и продолжаем работать по этому спектру проблем, одновременно активно выступая в ООН по целому ряду других направлений. По некоторым из них весьма узнаваемы. Например, борьба с торговлей людьми. Инициативу об активизации усилий по борьбе с торговлей «живым товаром» впервые озвучил наш президент на Саммите ООН в 2005 году. В коалиции - более тридцати стран, и Беларусь - один из ее координаторов, наиболее авторитетный.
Сегодня в нашей повестке еще одна тема - интересы стран со средним уровнем дохода. Таких в мире - более 120. Это единственная категория государств, которая никак и нигде в документах и структурах ООН не обозначена. А вот в других международных институтах (МВФ, Всемирный банк и др.) она существует. В этой группе - и Китай, и некоторые европейские государства, и большинство стран Африки и Латинской Америки. Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы даже с учетом разнородности по некоторым показателям и разнонаправленности интересов группа стран со средним уровнем дохода была бы каким-то образом обозначена.
Естественно, как одно из наиболее пострадавших государств, мы активно работаем с проблематикой, связанной с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Еще одно направление - отстаиваем традиционные семейные ценности. Беларусь и Катар - основатели и координаторы группы стран-членов ООН, занимающихся этим вопросом, по известным причинам крайне чувствительным в силу различных подходов его толкования. Мы все эти тонкости учитываем и будем продолжать работу и сотрудничество с целым рядом американских и международных неправительственных структур, занимающихся этой тематикой.
ЕСТЬ ВОПРОС
ШОС - АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ ПАРТНЕР?
- Является ли ООН уникальной структурой, обеспечивающей гарантии мира и безопасности на планете?
- ООН уникальна. И ее уникальность заключается в универсальности: это единственная организация в мире, которая охватывает все государства мира вне зависимости от их размеров и объемов ВВП, а также проблем, с которым та или иная страна сталкивается. Любая другая международная структура ограничена своим членским составом.
Да, работает не идеально. К сожалению, мы все чаще и чаще сталкиваемся с тем, что решения Совета Безопасности ООН, в мандат которого входят вопросы поддержания мира, в случае их принятия (а они частенько вообще не принимаются, упираясь в право вето того или иного государства - постоянного члена Совбеза) либо выполняются частично, либо не выполняются вовсе. Бывает и другой сценарий, по которому некоторые страны действуют в обход Совета или нарушают уже принятые им решения. Действия, которые предпринимаются отдельными государствами в обход Совета Безопасности ООН, неприемлемы.
Беларусь всегда выступает против страновых резолюций, обычно подразумевающих какое-то наказание для того или иного государства, например, санкции. Это наша принципиальная позиция. Единственным исключением было голосование о нарушениях прав человека в США. Беларусь была автором проекта этой резолюции, внесла ее на рассмотрение и голосование. Да, мы предполагали отрицательные итоги, но нам было важно обратить всеобщее внимание на то, что в мире нет идеальных стран. И нельзя санкциями размахивать, как дубинкой. Санкции - это усеченная форма оружия массового поражения.
- Может ли ШОС стать в обозримом будущем своеобразной альтернативой ООН? (ШОС - Шанхайская организация сотрудничества. В нее входят Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. - Ред.)
- Альтернатив искать не нужно, поиск таковых в данном контексте - неправильная стратегия. Создание других международных организаций и интеграционных структур не должно производиться строго в качестве противовеса. Но их успешная работа может заставить задуматься политиков, принимающих нередко поспешные, не до конца выверенные решения.
ШОС с ее авторитетом и возможностью проводить международную политику сегодня учитывается как фактор стабильности и порядка во всем мире. Человечество должно отойти от понятия, согласно которому мир однополярен и одна страна может диктовать свои условия всем остальным.
ДОСЬЕ «СВ»
Валентин Рыбаков окончил Минский пединститут иностранных языков по специальности «английский и французский языки». Прошел стажировку в Институте внешнеполитической службы Госдепартамента США. В МИД Беларуси в разные годы занимал должности: третьего секретаря, начальника Управления международной безопасности и контроля над вооружениями, главы Управления Америки, посла по особым поручениям, заместителя министра.
Был советником Постоянного представительства РБ при ООН. Советником, советником-посланником Посольства в США. Помощником Президента РБ. В 2017 году назначен на должность постоянного представителя Беларуси при Организации Объединенных Наций. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.