САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Военный эксперт Игорь Коротченко: В современном мире правил нет и нужна оборонная страховка

В накалившейся глобальной обстановке, когда все чаще слово война возникает без всяких кавычек, НАТО придвинулось вплотную к границам Союзного государства, все более важное значение приобретает совместная работа армий России и Беларуси

На традиционных совместных учениях войска наших стран отрабатывают самые разнообразные задачи, в том числе и на море. С десантного корабля бойцы высаживаются на берег и с марша в бой – громить условного противника. Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости

Как дальше укреплять союзные рубежи? Нужна ли российская база на территории Беларуси? Об этом и многом другом мы поговорили с одним из ведущих российских военных экспертов, членом общественного совета при Минобороны РФ, полковником запаса Игорем Коротченко.

ДОЛЛАР ВНЕ ИГРЫ

- В конце года принято подводить определенные промежуточные итоги. Насколько все же сильна Россия в военно-техническом плане?

- Мы вторые в мире по экспорту оружия:15 миллиардов долларов - примерно та планка, которую каждый год подтверждаем, что очень важно. Оружие - фактор геополитический. Наличие в арсенале дальнобойных систем ПВО, например, С-400 придает любой стране новый оборонный статус. Десятки государств закупают продукцию российского оборонно-промышленного комплекса, невзирая на давление и угрозы санкций для наших покупателей со стороны США.

- Как приходится лавировать в этой обстановке?

- Ищем новые формы и методы работы. В том числе взаиморасчеты в национальных валютах, поскольку сегодня доллар не может быть использован как средство расчета за поставки российского оружия. В целом потенциал нашего оборонно-промышленного комплекса очень высок. Но военная сила должна подкрепляться внутриполитической устойчивостью. Поэтому работа органов безопасности, внутренних дел имеет также колоссальное значение для парирования тех методов ведения современной войны, которые уже не могут быть классифицированы как чисто вооруженное нападение.

- Есть хоть какая-то вероятность потепления в отношениях с США при нынешнем президенте Америки?

- Дело даже не в президенте, а в том, каков военный бюджет Америки. Сегодня он составляет 716 миллиардов долларов. США используют мощь армии как фактор продвижения своих интересов, в том числе экономических. Они претендуют на роль мирового жандарма, и независимо от фамилии президента, демократ он или республиканец, по сути, ничего не изменится. Курс правящих кругов США - абсолютное господство на планете. Мир сейчас сложен. Правил игры нет. И у нас не должно быть иллюзий. Как раз инвестиции в оборонный бюджет - та страховка, которая позволяет нам не бояться непредсказуемого развития ситуации.

ТЕАТР ПРЕДВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

- В нынешней ситуации вопрос сам возникает: насколько союзные вооруженные силы способны обеспечить военно-технический паритет в Европе с учетом активизации НАТО у наших границ?

- Россия - ядерная держава. Поэтому стратегический паритет обеспечен. Но в продвижении НАТО к границам России и Беларуси появляются тревожные тенденции. На военном языке это называется подготовкой театра военных действий к возможному столкновению. Альянс рассматривает страны Балтии и Польшу как стратегическое предполье, укрепленную полосу. Оборудуют эти территории под возможность разместить там крупные группировки альянса.

- О каких вооружениях идет речь?

- Прежде всего об авиации. А еще несколько сотен американских тактических ядерных бомб в случае вооруженного конфликта могут быть переданы ВВС стран НАТО для нанесения ударов по территории Беларуси и России. Такой вариант очень опасен. Причем все последние учения НАТО проводились с акцентом на ведение боевых действий именно против России. В частности, имитировалось нанесение ударов с последующей оккупацией Калининградской области. Блокирование и уничтожение Балтийского флота. Атаки высокоточным оружием, включая крылатые ракеты и тактические ядерные бомбы, по военным целям как в Беларуси, так и на северо-западе России. Таковы данные нашей разведки.

- Учения - это одно. Думаете, угроза реальна?

- Сам факт, что НАТО отрабатывает такие задачи постоянно, уже тревожит. К тому же после оформления выхода США из договора по РСМД можем вскоре увидеть на территории Литвы, Латвии, Эстонии, Польши новые американские ударные ракетные комплексы, нацеленные на нас. С учетом подлетного времени наш ответ должен быть очень быстрым. Речь идет о минутах. В такой ситуации наличие российской базы в Беларуси позволило бы нейтрализовать возможные агрессивные действия наших западных «партнеров». На самом деле - потенциальных противников, поскольку США говорят открыто, кто враг Америки.

 

Военный эксперт Игорь Коротченко: В современном мире правил нет и нужна оборонная страховка

Фото: ЗАО ИД «Комсомольская правда»

ЗАЩИТА ОТ КИБЕРОРУЖИЯ

- У нас с Беларусью создана объединенная система ПВО. Каковы ее перспективы?

- Они очевидны - создавать объединенную систему уже воздушно-космической обороны. На территории Беларуси находится радар предупреждения о ракетном нападении. Мы готовы содействовать еще большему укреплению противовоздушной и противоракетной защиты Беларуси. Но поскольку такая техника - очень дорогая, нужны взаимовыгодные форматы.

- Какие возможны варианты?

- Здесь масса возможностей. Допустим, Минск подписывает межправительственное соглашение об открытии, скажем, в 19-м или 20-м году на территории Беларуси российской военной базы. Мы, в свою очередь, оказываем содействие в вооружении белорусской ПВО дальнобойными комплексами. При этом никто никому ничего не навязывает. У нас союзнические отношения и алгоритм совместных действий во многом будет зависеть от развития общей военно-политической ситуации в Европе и на западных границах нашего содружества.

- Внешним угрозам мы противостоим не только в формате Союзного государства, но и на уровне ОДКБ. Насколько эффективна деятельность этой организации?

- Формат ОДКБ, разумеется, надо укреплять, расширять количество стран-участниц. Проводить совместные учения не только антитеррористические, но и по отражению внешней агрессии. Также необходимо создание полноценной системы воздушно-космической обороны. Ведь ОДКБ - это главный военно-политический орган, который несет ответственность за поддержание безопасности на постсоветском пространстве. Ни американцев, ни натовцев здесь быть не должно. И нам это четко надо продекларировать.

- Что еще надо предусмотреть для своей защиты?

- Обязательно надо создать киберцентр ОДКБ для противодействия компьютерным атакам против наших стран. Мир стремительно меняется. Киберугрозы становятся самостоятельным фактором влияния на мировые процессы. Надо сообща им противостоять. Словом, задач масса, чтобы ОДКБ стала еще более эффективной.

ВОПРОС РЕБРОМ

Военный эксперт Игорь Коротченко: В современном мире правил нет и нужна оборонная страховка

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ РОССИЙСКОЙ БАЗЕ В РЕСПУБЛИКЕ

Сейчас речи о размещении российских подразделений в Синеокой не идет, но, возможно, ситуация переменится уже в следующем году.

ТРАМП ПЕРЕЕДЕТ В ФОРТ

- Президент Беларуси Александр Лукашенко на недавней встрече с группой американских аналитиков заявил, что не видит необходимости размещения военных баз на территории республики. Чуть позже российский посол в Минске Михаил Бабич согласился с позицией белорусского лидера. Интересно, что скажете вы - так нужна или нет в Беларуси российская база?

- Лукашенко сделал свое заявление, опираясь на военно-политическую ситуацию в регионе. Сегодня в Польше нет пресловутого «Форта Трампа», соответственно все возможные угрозы извне белорусские вооруженные силы, кстати, одни из лучших на постсоветском пространстве, способны отразить самостоятельно. Разумеется, с опорой на своего союзника Россию. Наконец, участники ОДКБ придут на помощь Минску в случае агрессии против него. Однако эта ситуация, увы, имеет тенденцию к ухудшению.

- Что вы имеете в виду?

- Не исключено, что уже в будущем году или чуть позже на территории Польши появятся все же новые американские объекты, включая комплексы ударных вооружений. Или - тот же «Форт Трампа», американская военная база, которую Польша готова сама даже профинансировать и содержать. Помимо этого НАТО наращивает активность в странах Балтии: создаются новые склады с вооружением, командные пункты и центры боевого управления, новые аэродромы, на которых в любой момент могут появиться натовские самолеты.

- Иными словами, ветер может перемениться?

- Вот уже в этих условиях фактор российского военного присутствия в формате полноценной базы может стать ключевым для обеспечения безопасности как Союзного государства, так и Республики Беларусь. И потом Александр Лукашенко - прагматик. Он проводит многовекторную политику, в том числе пытается дипломатическими средствами улучшить отношения с США и Евросоюзом, получить какие-то экономические преференции. А вопрос об открытии российской военной базы может помешать этим планам. Но мы знаем, как коварен Запад: очень много пожеланий, посулов, но, по сути, политика НАТО и США - антибелорусская. Попытки так или иначе расшатать внутреннюю ситуацию в республике продолжаются.

ОСТУДИТЬ ПЫЛ

- Какой формат российского присутствия был бы оптимальным в случае осложнения военно-политической ситуации вблизи границ Беларуси?

- Прежде всего это полноценная база российских ВКС на одном из военных аэродромов республики с группировкой современных многофункциональных самолетов - Су-35, Су-30 разных модификаций, Су-34. Плюс возможное размещение там оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М». Разумеется, все это было бы оформлено соответствующим межправительственным соглашением между Москвой и Минском. И база действовала бы в тесной координации и по планам вооруженных сил России и Беларуси.

- При обострении ситуации сколько времени потребуется на развертывание такой базы, включая утряску официальных формальностей с документами?

- Переброска самой техники и создание боеспособной группировки - дело нескольких недель. Правда, подготовительная работа может занять несколько месяцев. Облегчит задачу то, что инфраструктура на наших аэродромах идентична. Главное - политическая воля. Думаю, со стороны России она будет проявлена. Но согласие должно быть обоюдным. Само наличие такой базы остудит горячие головы. Ни у кого на Западе уже не возникнет мысли проводить какие-то агрессивные действия в отношении Беларуси.

"Партнеры" против диалога

- Как вы оцениваете возможность сотрудничества ОДКБ с НАТО?

- Нам интересен формат прямого диалога. Прежде всего для стабилизации опасных моментов. Но, к сожалению, наши западные «партнеры» на такой диалог не идут.

- Все чаще слышим от военных, от политиков и экспертов, что мир на грани войны. И многие люди на самом деле боятся. Важно понимать - угроза действительно реальная или это, как сейчас говорят, хайп такой, чтобы просто привлечь внимание?

- С нашей стороны подобным хайпом точно не занимаемся. Наоборот, России постоянно грозят с Запада ядерными ударами. Не проходит недели, чтобы оттуда не раздавались заявления подобного рода. Запугивание, бряцание оружием - стиль наших западных партнеров. Конечно, не будем отвечать им заявлениями в стиле «а ты сам дурак». Демонстрация наших возможностей проявляется через военное строительство, укрепление оборонного потенциала и сдержанность. Спокойная уверенность России и Беларуси отрезвляет тех, кто на Западе планирует какие-то провокации или реальные действия против нас.

- Далеко ли уедешь на одном спокойствии?

- Почему же на одном? Важно понимать: сдерживающим фактором является только военная сила. Агрессор наглеет, когда чувствует безнаказанность. Поэтому наши совместные с Беларусью военные мускулы должны быть адекватны складывающейся ситуации. Возвращаюсь к теме военной базы в Беларуси. Сама по себе, чтобы мы просто там встали, она не нужна. Но в оборонном контексте база - очень мощный фактор, который не позволит Западу рассчитывать на безнаказанность любых агрессивных действий.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Команда Трампа отреагировала на разрешение Байдена бить ATACMS вглубь РФ
  2. Александр Лукашенко: Беларусь и Оман уверенно двигаются вперед и углубляют взаимодействие
  3. Ночью над пятью регионами РФ сбили 59 украинских беспилотников
  4. Ушла Светлана Светличная
  5. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  6. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  7. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  8. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  9. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  10. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  11. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  12. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  13. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  14. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  15. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Горячий ноябрь в Абхазии

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция протестует против ратификации инвестиционного соглашения с Россией

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также