Семеро одного ждут?
Несмотря на серьезные разногласия лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии на публику старались демонстрировать единство в своих рядах. О том, почему G7 ищет врагов и стоит ли России возвращаться в этот клуб, рассуждает политолог Антон Хащенко
ВСТАЛИ В ЖЕСТКУЮ ПОЗИЦИЮ
- Еще загодя было очевидно, что саммиту G7 будут сопутствовать феноменальные противоречия. На что надеялись политики?
- Конечно, большинство из них хотели добиться позитивных решений, но иллюзий ни у кого не было. За несколько дней до саммита разгорелась перепалка. Дональд Трамп писал какие-то несуразности в Твиттере, Макрон интриговал, что не подпишет совместное заявление, если не будет прогресса по вопросам тарифов на импорт стали и иранской ядерной программе. Жесткую позицию обозначили и другие участники.
- Что сегодня связывает всех участников семерки?
- В любом случае связи между США и партнерами достаточно сильные по многим вопросам, особенно в военно-политической сфере - в рамках НАТО. Это серьезный фактор. Крупнейшая экономика Евросоюза неизбежно остается ключевым партнером США. Германия заинтересована в американском рынке. По ее интересам бьет повышение пошлин. Их объединяет и общее мировоззрение. Не стоит забывать, что значительная часть политической элиты Европы когда-то была так или иначе вскормлена американцами,
и эта прослойка готова идейно отстаивать не свои национальные интересы, а распоряжения Вашингтона.
- Российская тема на саммите не вызывает уже таких бурных эмоций?
- Совершенно верно, не вызывает. Уверен, что в личных разговорах между лидерами государств в гораздо меньшей степени обсуждается наша страна, чем об этом говорят в прессе. Потому что люди-то все взрослые, серьезные и понимают, что многие ярлыки, которые навешивают на Россию, не имеют ничего общего с реальностью. Но надо же показать миру, что есть враг! «Семерка» осудила нас за Крым, выразила поддержку Украине, повесила на РФ дело Скрипалей, обвинила в подрыве демократических систем и призвала прекратить поддерживать Сирию. Включение этих провокаций в повестку саммита делается специально, чтобы подогреть ослабевающий интерес к российской тематике. А потом через общественное мнение влиять на решения тех или иных политиков.
- Чтобы лоббировать новые санкции?
- Именно. В итоговом коммюнике увязывают продолжение санкционного режима в отношении Москвы именно с ситуацией на Украине и подчеркивают, что в случае необходимости этот режим может быть продлен и ужесточен.
ГРЫЗНЯ НИКОМУ НЕ ВЫГОДНА
- Создается впечатление, что Трамп потерял интерес к многосторонним встречам, ему скучно, когда его окружает толпа лидеров.
- Действия Трампа сложно интерпретировать с точки зрения логики, если не учитывать несколько факторов, которые связаны с внутренней политикой. Один из них - противостояние Трампа с конгрессом. Второй фактор - это промежуточные выборы в Конгресс США в ноябре, и республиканцам нужно получить одобрение избирателей. И третье - постоянные атаки на Трампа по разным линиям. Ему приходится извиваться, применять политтехнологии, придумывать инфоповоды.
- «Грызня» в G7 на руку в России?
- В политическом плане это может быть нам выгодно. На противоречиях можно играть, предлагать проекты и перетягивать симпатии на свою строну. Но с другой стороны не нужно забывать, что торговые войны вредны не только для самих «воюющих» экономик. Промышленный спад приведет к снижению потребления углеводородов - нам это невыгодно. России нужна сильная Европа, с которой можно договориться. Проект создания сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока никто не забыл, просто его на время отложили.
- Пригласят ли нас вернуться в семерку?
- Вряд ли. Они понимают, что после такого приглашения мы еще долго будем думать, потому что по большому счету нам этот формат ничего не дает. Да и смысл приходить в дом, где на тебя будут лить грязь? Хорошо общаемся с западными партнерами в двусторонних форматах. Прекрасно выступаем в ШОС и БРИКС. Там решаем все вопросы и приходим с другими авторитетными странами к общему знаменателю.
ВЗГЛЯД
Геннадий МАРЧЕНКО, генеральный директор агентства управленческого и политического консультирования «VIP-ресурс»:
- G7 создавалась для решения глобальных проблем, в первую очередь экономических. При этом она не основана ни на каком международном договоре, не имеет устава и собственного административного аппарата. Хотя на долю стран «семерки» приходится почти половина всего мирового экспорта и активов МВФ, членство в ней определяется не финансовыми показателями, а схожей идеологией. Раньше все одинаково исповедовали одни ценности и под одним углом смотрели на мировые процессы. Вспомните слова Ангелы Меркель: «G7 - это демократические государства, для которых общий знаменатель - защита свободы и прав человека». Теперь идеология клуба меняется. Каждый пытается прямо или косвенно продавить свои интересы. Они уже не решают глобальных проблем и даже не содействуют плодотворной работе по этим направлениям. Вместо того чтобы разрабатывать механизмы для реагирования на актуальные вызовы современного мира, решили выступать в роли полицейского и выписывать штрафы тем государствам, которые не разделяют западные ценности. Тех же, кто согласится с наказанием и раскается, тоже не ждет ничего хорошего. Вместо реальных уступок тебя только похлопают по плечу, в лучшем случае показушно улыбнутся. Бесполезная организация. Россия от нее не получила и никогда не получит ничего хорошего.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Европа привыкла жить под зонтиком США
Президент Института национальной стратегии о деградации некогда авторитетного мирового форума.
- Не питаю иллюзий по поводу того, что между Европой и США появится трещина и возникнут предпосылки для союзнических отношений между Россией и Старым Светом, - считает Михаил Ремизов. - Конъюнктурно европейские страны могут заигрывать с нами. Но мы не должны воспринимать это всерьез.
- Тем не менее Дональд Трамп озвучил мысль, что России стоит вернуться в «семерку». Нам оно надо?
- В этом нет никакого смысла: формат для России крайне неудачный - семеро против одного. Приезжать на саммиты, чтобы подвергаться коллективному давлению Запада, сомнительное удовольствие. Ничего, кроме политического мазохизма в этом нет. С одной стороны, это механизм давления, с другой - получение некого «престижа» от членства в клубе. В девяностых в него входили сильнейшие на тот момент страны, которые реально определяли соотношение сил. Сейчас это не так. Китай, Индия - не входят в G7, но их значение сопоставимо со всем европейским континентом вместе взятым, даже не отдельными странами. Без их участия никакой клуб не может претендовать на «глобальность».
- Не пора ли европейским лидерам взять судьбу Евросоюза в собственные руки, а не слушать Штаты?
- Европа после Второй мировой вой-ны слишком привыкла к жизни под зонтиком безопасности, который им представляют США, чтобы без крайней необходимости из-под него выходить.
- Какие перспективы у «семерки»?
- Это объединение, которое теряет свой смысл. По сути, из площадки общемирового лидерства оно стало площадкой для выработки стратегии и сверки часов только для западного общества.