Александр Лукашенко: Мир дороже всего
Президент Беларуси Александр Лукашенко выступил на международной экспертной конференции «Восточная Европа: в поисках безопасности для всех» в Минске. «СВ» сделал подборку ярких цитат политического лидера о настоящем и будущем региональной и международной безопасности
МИНСК - ПЕРЕГОВОРНАЯ ПЛОЩАДКА
– Не случайно это мероприятие проходит в Минске. Здесь уже традиционно представители различных стран и регионов планеты могут в абсолютно спокойной обстановке и полной безопасности обсуждать абсолютно любые, даже самые острые, вопросы. Благодаря многовекторной внешней политике страны, уважению к иностранным партнерам, устойчивому социально-экономическому развитию нашего государства возрастает его значимость как удобной площадки для любых переговоров.
О НОВОМ ХЕЛЬСИНСКОМ ПРОЦЕССЕ
– Любой здравомыслящий человек подтвердит, что сегодня нет более важного вопроса, чем сохранение мира и обеспечение его устойчивого развития. Поэтому важно выработать и представить политикам четкие предложения, как это сделать с соблюдением интересов всех сторон. Еще лучше, если ваши идеи будут воздействовать на широкое общественное сознание. Для многих людей очевидно, что с момента окончания холодной войны европейская архитектура безопасности еще не переживала столь глубокого системного кризиса. Беларусь внесла инициативу о необходимости начала нового масштабного международного диалога по вопросам безопасности, который должен быть направлен на преодоление существующих противоречий во взаимоотношениях государств на общем пространстве Евроатлантики и Евразии. Не имеет значения, как он будет называться - Новый Хельсинкский процесс, «Хельсинки-2» или еще как-то. И не важно, где он будет проходить. И совсем не важно, кто тут инициирует этот процесс. Мы все должны его инициировать, потому что мир дороже всего. Важно, чтобы такой диалог начался и его результатом стало реальное укрепление международной безопасности. Крупным геополитическим игрокам пора задуматься о состоянии современных международных отношений, которые уж очень напоминают ситуацию перед Первой мировой войной. В числе ее причин Федеральный президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер назвал «зыбкость фундамента» отношений между великими державами, а также «отсутствие воли и инструментов для формирования доверия и мирного баланса интересов». Тот период он охарактеризовал как «ужасающую историю несостоятельности элит, в том числе военных и дипломатических».
О ПРОТИВОБОРСТВЕ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И РОССИЕЙ
– На авансцену вновь выходит стратегическое соперничество, конкуренция между ведущими странами. Снова, пусть и под благовидными предлогами, они делают ставку на силу, в том числе военную, как один из видов продвижения своих интересов. Прямое и косвенное нарушение международного права, пренебрежение им становится пугающей практикой, которая оправдывается аналогичными действиями оппонентов. Между Западом и Россией набирают обороты санкционное и информационное противоборство, торговые войны. Нагнетается ситуация между США, ЕС и Россией, во что вовлекают и Китай. Активно раскручивается маховик гонки вооружений. Важнейшим отличием сегодняшней ситуации является непредсказуемость, когда даже так называемые красные линии уже никого не останавливают. Наряду с беспрецедентным ростом терроризма и числа региональных конфликтов, мощными социально-экономическими дисбалансами, фундаментальными угрозами демографического и экологического характера появляются новыми «мутировавшие» вызовы. Например, электронные и цифровые методы, которые используются в политической борьбе и медиапространстве, кибервоздействие, ставшее фактором всеобщей уязвимости. Даже большой спорт, включая Олимпийские игры, бывшие некогда символом примирения, вновь становится разменной монетой в политических играх. Мы даже успели забыть о таком виде противостояния.
О ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ РАЗЛОМЕ
– Совершенно очевидно, что многие прежние рецепты глобального и регионального управления, преодоления конфликтов и естественных противоречий уже не годятся. Они часто не срабатывают, а новые еще не выработаны. К сожалению, в этих условиях мировые игроки не готовы к остановке спирали конфронтации и даже к компромиссам. Мы видим, что ни одна международная проблема реально не решается. Ближний Восток, Сирия, Украина… Непросто складывается обстановка вокруг Северной Кореи. Опять закручивается опасный узел вокруг соглашения по иранской ядерной программе. Показательно, что не только Россия, наш союзник, но и Евросоюз видят угрозы для безопасности в этом регионе в связи с нарушением имеющихся договоренностей. И нам, Беларуси, и многим странам Центральной и Восточной Европы, представители которых здесь присутствуют, грозит оказаться на линии цивилизационного разлома. Уверен, что такая перспектива названным мною странам неприемлема. Уже является очевидной взаимосвязь, казалось бы, далеких конфликтов в других регионах мира и нелегальной миграции, а также угрозы терроризма в Европе. Ведь безопасность из абстрактного понятия стала конкретным, осязаемым явлением, а ее отсутствие в любой момент может затронуть каждого из нас. Если сегодня великие державы не могут договориться между собой, то это не означает, что все остальные страны должны сидеть молча и ждать их указаний. Убежден, что Европа может и должна показать пример в решении вопросов, существующих между Востоком и Западом. Стать местом урегулирования злободневных проблем. Прежде всего таких, как украинский кризис.
О КРИЗИСЕ НА УКРАИНЕ
– В последнее время нас начинают упрекать, что мы якобы рвемся в миротворцы. Мы никуда не рвемся. У нас своих проблем больше, чем достаточно. Но я уже сказал о нашей заинтересованности в спокойствии в Украине. Если в Украине не будет мира, будет жарко не только нам, но и всем вам. Этот конфликт как можно раньше нужно не просто погасить - ликвидировать. И в этом вы можете на нас рассчитывать. Мы сделаем все, о чем договорятся конфликтующие стороны.
Украина - не просто наш сосед. Как и россияне, это братский нам народ. Мы за короткий промежуток времени приняли у себя более 150 тысяч украинских переселенцев и их семей. Помогаем им в трудоустройстве, медобслуживании, социальной и психологической адаптации. Оказываем гуманитарную помощь людям по обе стороны «линии размежевания» на Донбассе. В каком бы формате не проходили переговоры – «нормандском», трехсторонней контактной группы, двустороннем «Волкер – Сурков», - стороны всегда могут рассчитывать на содействие Беларуси. Единственный путь урегулирования любых международных споров - отказаться от эмоций, накопившихся обид, предрассудков, предубеждений, взаимных обвинений и вернуться к диалогу.
О ПОЗИЦИИ БЕЛАРУСИ
– Беларусь - суверенное государство и четко осознает свое положение на международной оси координат. Мы не с Россией против Европы и не с Европой против России и всего Востока. Для нас в принципе неприемлем вопрос, с кем мы. Просто наше положение дает ответ на этот вопрос. Мы это место жительства белорусского народа не выбирали - так Господь определил. Отсюда наша и внешняя политика, и позиция вообще. Союзнические отношения Беларуси с Россией, ориентация на интеграцию в формате Евразийского экономического союза ни в коей мере не ущемляют интересов стран Европы. И наоборот – развитие отношений с ЕС, США, Западом не противоречит динамике тесного взаимодействия на Востоке, а служит созданию зоны доверия. Внешнеполитические инициативы Беларуси широко и абсолютно известны. Это продвижение идей партнерства интеграционных объединений в Большой Европе, обновление общеевропейского диалога по укреплению безопасности и сотрудничества. Они являются логичным выражением объединительной повестки дня, которую Минск предлагает другим членам мирового сообщества. Для Беларуси одним из ключевых компонентов безопасности был и остается экономический. Этот компонент должен лежать в основе всего. Будет развиваться экономика в государствах, будут иметь люди рабочее место, а следовательно, и хоть какие-то доходы для того, чтобы удовлетворить свои потребности и своей семьи, - будет мир. Этот подход мы целенаправленно продвигаем на всех уровнях, включая ОБСЕ.
О СОСТОЯНИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
– Находясь на стыке Евразийского и Европейского союзов, Беларусь особо заинтересована в их взаимном сближении. Нужно переходить от абстрактных разговоров к конкретному взаимодействию. Точек соприкосновения чрезвычайно много: в экономике, энергетике, экологии, гуманитарном сотрудничестве, транспорте, логистике, в борьбе с нелегальной миграцией, трансграничной преступностью, наркоманией, торговлей людьми и так далее. Именно через них шаг за шагом может выстраиваться модель сближения двух крупнейших интеграционных образований и нарабатываться взаимное доверие. Полагаем, что это несет огромные выгоды для всего континента - от Атлантики до Тихого океана. Не должны появляться новые разделительные линии, а урегулирование затяжных конфликтов может происходить посредством многостороннего экономического сотрудничества. Такую логику необходимо противопоставлять тем, кто распространяет мнение, что Запад и Восток не нужны друг другу.
О «РЕАНИМАЦИИ» ОБСЕ
– Странам надо снова научиться слушать и слышать аргументы друг друга, быть готовыми к разумным компромиссам. Говорю и о российских, и о европейских, американских, китайских партнерах. О больших и малых странах, ближних и дальних соседях. Сегодня реальностью стал мир многополярный. Возросло влияние других, неевропейских регионов. Необходимо постепенно расширять формат диалога в рамках ОБСЕ. Привлекать к нему таких игроков, как Индия, Япония и, конечно, Китай, который благодаря реализации своей инициативы «Один пояс и один путь» постепенно превращается в фактор европейской политики, как бы кому-то этого не хотелось. Сейчас как никогда велика потребность в государствах-единомышленниках, заинтересованных в конструктивном обсуждении всего комплекса накопившихся проблем. Одной из действенных площадок для диалога является ОБСЕ, которую необходимо совместно поддержать, если хотите - реанимировать. Многие уже забыли, что такое ОБСЕ. Мы видим усилия в этом направлении генерального секретаря Гремингера, а также нынешнего итальянского председательства в ОБСЕ. Но и они в одиночку ничего не сделают, им нужна поддержка.
О РОЛИ МАЛЫХ СТРАН
– В силу непримиримости позиций ключевых игроков именно средние и малые страны получают уникальную возможность инициировать предложения по диалогу и мерам доверия. Необходимо ею воспользоваться, а не играть роль статистов или союзников по военно-политическим блокам, таким как НАТО или ОДКБ. Нужно в хорошем смысле нарушить монополию диалога по этим вопросам только между большими странами. Более ответственную позицию следовало бы занять и НАТО. Многие проблемы, с которыми мы столкнулись сегодня, были вызваны расширением НАТО на восток. Я имею право это сказать, потому что это все было на моих глазах - на глазах первого Президента Беларуси.
СПРАВКА «СВ»
Организатором форума выступила экспертная инициатива «Минский диалог». Многосторонний формат должен положить начало ежегодному открытому и масштабному диалогу между ведущими экспертами из Восточной Европы, Европейского союза, России, США и Китая. Основная тема дискуссий настоящее и будущее региональной и международной безопасности.
Среди известных спикеров: генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер, заместитель помощника генсекретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс Аппатурай, экс-генсекретарь ОДКБ Николай Бордюжа, генеральный директор секретариата Совета государств Балтийского моря Майра Мора, экс-председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Кристин Муттонен.