Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян: Все барьеры в ЕАЭС надо устранять
На каком этапе развития находится ЕАЭС? Как удается решать конфликты и находить компромиссы между участниками «пятерки»? Что станет драйвером дальнейшего роста экономики? Об этом рассказал председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян
О ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ
- С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Для того, чтобы обеспечить эффективность его применения, мы приняли в уже ушедшем году более двадцати решений, которые сопровождают кодекс и разъясняют отдельные его положения. Сейчас мы уже начали мониторить, как он действует, возникают ли у бизнеса вопросы или сложности. К слову, 70 процентов предложений предпринимателей при разработке кодекса мы учли и внедрили. Хотим, чтобы участники внешнеэкономической деятельности почувствовали преимущества от нововведений.
О ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
- Цифровая трансформация, которая происходит в мире, затрагивает и наши страны. И если мы сами не начнем управлять этим процессом, не создадим общие цифровые рынки, то будем терять конкурентоспособность.
В начале был определенный скепсис по отношению к нашим предложениям, тем более, что в Договоре о ЕАЭС ничего не сказано о цифровой повестке. Но удалось убедить правительства наших стран, что мы не имеем права отказываться от этого направления деятельности. Президенты нас поддержали, и в 2017-м утвердили основные направления реализации цифровой повестки до 2025 года. Реализация этой программы будет идти через проекты. Одним из первых станет – система прослеживаемости товаров. Еще один важный шаг в этом направлении – вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС: очень многие процессы переведены в электронную форму. Мы снижаем издержки для бизнеса, ускоряем процессы и уменьшаем риски прямого контакта таможенников с участниками внешнеэкономической деятельности.
О ФАРМРЫНКЕ
- Общий рынок лекарств и медицинских изделий, который мы запустили в мае 2017 года – это один из тех проектов, где мы чувствовали большие ожидания бизнеса. Чтобы он заработал, была проделана большая работа по созданию необходимой правовой базы. И сегодня Комиссия решительно настроена на то, чтобы все принятые решения начали действовать в полном объеме.
Все хотят, чтобы фармрынок сформировался как можно быстрее. Мы и здесь стремимся внедрять цифровые технологии и процедуры организации процессов обмена информацией. Это позволит, например, не просто подавать заявки на регистрацию препаратов в электронной форме, но и обеспечивать мгновенный обмен информацией между ведомствами всех пяти стран и защиту интеллектуальной собственности для производителей. Лекарства сразу бы регистрировались в других странах Союза, и была бы возможность работать на всем его пространстве без задержек.
О БАРЬЕРАХ
- Санкции в отношении России, которая является крупнейшей экономикой ЕАЭС, не могли не отразиться отрицательно на всем объединении.В то же самое время хотел бы отметить, что отрицательные экономические показатели ЕАЭС в 2014 и 2015 годах связаны, прежде всего, с падением цен на энергоносители и сырье, экспорт которых играет важную роль для Союза.
Ситуация сейчас меняется, так как страны идут по пути диверсификации экономик, технологическое и цифровое развитие открывает новые – несырьевые – точки роста, а программы по импортозамещению могут дать дополнительный толчок для создания производственных цепочек в рамках ЕАЭС.
Снятие барьеров внутри ЕАЭС – фундаментальная задача. Это так называемое «преодоление недоинтеграции». Мы создали «Белую книгу», куда включили все препятствия, по которым достигнут консенсус и есть готовность всех наших стран к устранению этих барьеров и ограничений. В новом году работа продолжится. Мы уже сняли 12 препятствий. В ближайшие два года будут устранены еще 17 изъятий и ограничений.
Мы ведем постоянный активный диалог с государствами-членами нашего интеграционного объединения, обсуждаем механизмы и практические действия для формирования действительно единого безбарьерного экономического пространства в ЕАЭС.
О САНКЦИЯХ
- В 2017 году мы впервые зафиксировали, что торговля в части импорта с Евросоюзом уступает по объемам показателям с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Из-за санкций произошла переориентация на Восток.
Встал вопрос регулирования наших общих рынков. Страны ЕАЭС имеют долгосрочные контракты с партнерами из Европы и США. Кроме того, у них есть определенные изъятия, связанные с членством в ВТО, и обязательства не продавать товары, ввезенные на этих условиях, в других государствах нашего интеграционного объединения. Нам необходимы механизмы, которые бы не допускали ситуаций, когда товары импортируются в одну страну и потом попадают в другие государства ЕАЭС. Система прослеживаемости товаров поможет нам и в этом случае. Тогда и конфликтных ситуаций будет значительно меньше.
О КОНФЛИКТАХ
- Конфликты внутри ЕАЭС иногда возникают. У них различные причины, глубина и форма проявления. Серьезное влияние на их появление оказывает то, что экономики наши стран находятся на различных этапах развития. Различен уровень технической оснащенности и инфраструктуры, а также, например, качество подготовки кадров и состояние сертификационных центров и лабораторий. Мы должны поэтапно унифицировать наши системы.
Очень важно искать диалог и находить возможности для компромисса.
Мы все должны понимать, что природа барьеров, изъятий и ограничений – это различия в экономической политике государств-членов ЕАЭС. Если мы будем проводить согласованную политику, то ограничений изначально не будет, и начнется новый этап интеграции.
О НОВЫХ ПАРТНЕРАХ
- Президенты определили семь приоритетных стран, с которыми мы должны в ближайшее время вести диалог об углублении сотрудничества или создании зон свободной торговли (ЗСТ). В 2018 году ЕАЭС планирует подписать с Китаем договор о торгово-экономическом сотрудничестве. Идет работа по подготовке соглашения о ЗСТ с Ираном. На очереди – Сингапур, Израиль, Индия, Египет и Сербия. Что касается Вьетнама, который первым создал ЗСТ с нами, то показатели за девять месяцев этого года впечатляют – рост объемов экспорта-импорта на 30 процентов.
Сейчас президенты поставили ключевую задачу – углубление внутренней интеграции. Это приоритет на ближайшие три года.
О «ПОГОДЕ В ДОМЕ»
- С 90-х годов превалировала тенденция построения новых сильных независимых государств. На это ушло два десятка лет. Затем пришло осознание того, что без разумной интеграции и восстановления экономических связей наши страны не могут нормально развиваться.
ЕАЭС, на первом этапе своего развития, был, по сути, экспериментом. Мы ведь очень молодое объединение. Но есть у нас преимущество – принцип равнопредставленности. Это значит, что независимо от того, какую страну вы представляете – большую или маленькую – страна имеет право вето и равное число мест в руководстве Комиссии. У нас десять членов Коллегии ЕЭК – два человека от каждой страны. 25 руководителей департаментов – по пять от всех государств-членов Союза. Такой подход приводит к тому, что страны относятся к нам с большим доверием, позиция любого участника Союза не может быть проигнорирована. А экономические итоги последних двух лет и то, что более 50 стран готовы к заключению торгово-экономических соглашений с ЕАЭС говорят о главном – мы состоялись, как интеграционное объединение, и у нас есть все шансы на успех.
Дебаты у нас в Комиссии бывают весьма острые. Но мы всегда приходим к разумному решению, устраивающему все стороны. В конечном счете мы работаем на общие цели.
Уделяем внимание и вопросам внутренней этики, создаем каноны, присущие международной организации. Если бывают отклонения от норм поведения, проводим внутреннее расследование. Важна и позиция министров ЕЭК, которая влияет на всех работников. Это наследие мы должны оставить новому поколению чиновников ЕЭК
--
ДОСЬЕ «СВ»
Тигран Саркисян родился 29 января 1960 года. В 1978 году поступил в Институт народного хозяйства в Ереване, в 1980 году перевелся в Ленинградский финансово-экономический институт. С 1990 по 1995 год – депутат Верховного Совета Республики Армения (РА). С 1995 по 1998 год – президент Ассоциации банков РА. С 1998 по 2008 год – председатель Центрального банка РА. С 2008 по 2014 год – премьер-министр РА. С 2014 по 2016 год – посол Армении в США. С 1 февраля 2016 года – председатель Коллегии ЕЭК.