Политолог Михаил Делягин: «Химию» между президентами приравняют к наркотикам
Главным событием минувшей недели стал саммит АТЭС во Вьетнаме. Весь мир следил, смогут ли мировые лидеры договориться о решении острых проблем. Главная интрига разворачивалась вокруг встречи глав России и США. Впечатлениями от форума поделился директор Института проблем глобализации Михаил Делягин
- Почему Владимиру Путину и Дональду Трампу на саммите не удалось нормально поговорить?
- Формально ситуация прозрачная. Судя по заявлениям, которые раздавались, американцы согласовали встречу, но в последний момент решили ее сорвать. Это было сделано путем ультимативных требований нарушить дипломатический протокол, не говоря об этикете, и провести вторую встречу у них же, а не у нас, хотя была наша очередь. По сути, это был осмысленный срыв переговоров. Это был и удар по Трампу, которому не дали набрать очки: даже если бы не было никакого результата, он мог бы сказать, что достиг какого-то взаимопонимания с нашим президентом. Но, думаю, Трамп особо не возражал и, судя по его виду, даже извинился перед Владимиром Путиным.
- Неужели так страшно часок пообщаться?
- Сейчас любой контакт с представителем России представителя американского истеблишмента вызывает волну самой дикой критики в его адрес. Но, главное, - им не о чем с нами договариваться и нечего нам предлагать. Потому что не существует сейчас возможностей сотрудничать, учитывая, сколько раз они нас обманывали. Срыв переговоров показал, что не просто американский истеблишмент, а все американское руководство, включая Трампа, сейчас недоговороспособно. Единственное, что они понимают, - это язык силы, что и показал пример с Северной Кореей.
- Прозвучало заявление от экс-главы ЦРУ, что российский лидер запугал американского. Как к этому относиться?
- Это обычная антитрамповская пропаганда: мол, президент США слаб и его запугает кто угодно. Подождите, они еще слова Трампа
о «химии» в его общении с Путиным истолкуют как признание в употреблении наркотиков. Американский лидер заявил: «Обама пытался наладить отношения с Путиным и потерпел неудачу. А не могло быть иначе, ведь у него не было правильной химии». При этом Трамп надеется, что у него с нашим президентом эта «химия» будет.
- Новая администрация США отказалась от создания торгового союза в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который продвигал Барак Обама…
- Идея заключалась в том, чтобы оторвать весь Тихоокеанский бассейн от Китая в экономическом, а затем и в политическом плане. У них этого не получилось. Теперь они пытаются временно, до ожидающегося в 2020 году столкновения, подружиться с КНР, - вплоть до обещаний в обмен на свой госдолг перед Китаем поставлять ему нефть и сжиженный газ с Аляски.
- Как Пекин сейчас относится к Вашингтону?
- Как к опасному, но некоторое время еще необходимому партнеру.
- На саммите говорили об инклюзивной экономике, о социальной ответственности капитала. Тут уже и до идей Ленина недалеко?
- Сегодня глобальный бизнес полностью отрицает всякую социальную ответственность и пытается вернуть мир в феодализм, а то и в рабовладельческий строй. Это вызывает протест, тревогу и, естественно, сопротивление у людей, народов, целых регионов и континентов, которые предполагается таким образом лишить будущего.
Интересно, что многое из того, что мы думали о коммунизме, уже воплощается в жизнь. Мы видим, что глобальный бизнес уничтожает частную собственность, потому что акционеры за небольшим исключением не могут и даже не хотят реализовывать свои права собственности. Видим, что труд перестал быть в развитых странах необходимым для физического выживания и становится все более творческим. Наблюдаем стирание границ между свободным и рабочим временем, между трудом и развлечением.
Происходит много других изменений такого рода. То, что классики воспринимали как коммунизм, в какой-то степени уже наступает. Другое дело, что совсем не так, как мечталось сто и даже тридцать лет назад. Идеи Октября находят сегодня самое причудливое воплощение. Но главное - люди не хотят быть в кабале у равнодушного к ним капитала.
- Весь год росли мировые биржи. Огромные деньги крутятся в финансовой сфере, а реальный сектор задыхается без инвестиций. К чему приведет такой перекос?
- Это обычное надувание «пузыря». Он лопнет через некоторое время.
- Будет кризис, как в 2008 - 2009 годах?
- Если не сильнее. Может произойти разрыв глобального рынка на макрорегионы. Не исключены при этом и военные конфликты.
- Насколько правильна наша ориентация на Азию, на Китай в этой ситуации?
- Она вынужденная. Потому что нужно дружить с теми, кто выполняет свои обещания, и с теми, кто хочет дружить. Саммит показал, что сотрудничество с Западом сейчас, увы, маловероятно.
МНЕНИЕ
Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси:
- Азиатско-Тихоокеанский регион представляет для нашей республики серьезный интерес. Там очень перспективные рынки для белорусской продукции. Мы заинтересованы и в том, чтобы входить в кооперацию с технологически развитыми странами - Китаем, Южной Кореей, Сингапуром. Евразийский союз подписал с Вьетнамом договор о зоне свободной торговли. Соглашением интересуются и другие страны АТР. То, что мы вместе с Россией пробиваем новые ниши на этих рынках - это как раз одно из преимуществ нашего союза.
Белорусы, как и россияне, интересуются такими саммитами, потому что от встреч лидеров основных держав зависит многое в мире. Например, мы ждем, что в диалоге лидеров РФ и США прозвучит тема Украины, ведь Минск является в этом конфликте миротворческой площадкой. Однако пока завышенные ожидания, которые возлагались на Трампа, себя не оправдывают.
ВЗГЛЯД
«Китай ждет исторического реванша»
Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории факультета политологии МГИМО:
- Целью такого форума является не столько заключение конкретных соглашений, сколько обмен мнениями при формировании общего видения проблем. И такой диалог состоялся. Причем саммит АТЭС оказался более эффективным именно в двусторонних форматах.
Экономический центр силы уже давно переместился в Юго-Восточную Азию. Китай фактически стал экономикой номер один. Думаю, в ближайшем будущем сможем наблюдать реакцию региона на прошлую эпоху колониализма. Многие страны Азии рассматривают нынешние изменения как часть исторического реванша. Государства этой части света были в свое время ограблены и даже расчленены. Но они восстановились и могут уверенно высказывать свою позицию тем странам, которые вчера позиционировали себя в качестве безусловного центра мира.
Все понимают, что столкновение и конфронтация между США и Китаем неизбежны. И, пожалуй, всех удовлетворяет, что это примет экономический характер, а не военный. Трамп может «сделать Америку великой» так или иначе за счет создания рабочих мест внутри своей страны. А это означает серьезное давление на поток китайских товаров. Самые разные ходы заготовлены и у Пекина, и у Вашингтона. Все готовятся наблюдать за игрой.
Главная проблема в регионе связана с Северной Кореей. Но она была раздута Соединенными Штатами, потому что Ким Чен Ын никому не угрожает, а говорит о самообороне. Перед ним примеры Каддафи и Хусейна, поэтому упрекнуть его в недостатке резонности не получается. Он знает, ради чего борется. Трамп думал, что северокорейская проблема решается гораздо проще, чем это оказалось в итоге. Об этом он заявил недавно на телеканале «Фокс Ньюс». Признался, что страны, без которых договориться с Пхеньяном невозможно, - Россия и Китай.
Что касается Ближнего Востока, то совместное заявление Путина и Трампа по Сирии принято. Декларация приверженности искоренению терроризма прозвучала. А значит, шаг в сторону укрепления мировой безопасности на саммите был сделан.