Зачем внуки Трампа ездят в Новогрудок
Что должен узнать о Беларуси президент США от своего главного советника Кушнера
Приход в Белый дом Дональда Трампа наложил отпечаток на все глобальные проекты и неизбежно отразится на уровне других процессов, к которым США прямого касательства не имеют. Какие последствия смена власти в Вашингтоне может иметь для судьбы Союзного государства?
Геополитический взор
45-й американский президент уже зарекомендовал себя как рубаха-парень, который с разгона пытается перепрыгнуть через общепринятые шаблоны и системные препятствия на пути к заявленной цели - «сделать Америку снова великой». Так и слава богу: ни Владимир Путин, ни Александр Лукашенко дебютанту на международной арене мешать не собираются. Если, конечно, его размашистые жесты и наполеоновские планы не заденут их страны и народы непосредственно. Но пока недавний миллиардер главным образом упирается в жесткое сопротивление соседей типа Мексики, европартнеров и открытый саботаж своих решений внутри самого американского истеблишмента.
Очевидно, что в ближайшей повестке Трампа союз России и Беларуси не фигурирует. Но от базовых элементов новой «ост-политик» (восточной политики) Вашингтона будут зависеть отношение и поведение восточных европартнеров, для которых российско-белорусский союз давно стал бельмом в глазу. Под него поляки, прибалты, англичане, а теперь и украинцы копали давно, поощряемые администрацией Обамы. Санкции сначала против Беларуси вводились, затем - приостанавливались. Потом пришел черед России, но ограничения против нее рикошетом ударили и по интегрированной с ней в ЕАЭС экономике Республики Беларусь. Что дальше?
Можно нафантазировать немало прогнозов, какой станет теперь американская внешняя политика в отношении Беларуси. Пока не определится сам Трамп, столкнувшись с каким-то подсунутым ему конкретным досье, которое вынудит его «реагировать на вызов демократии», отгадать его отношение к Беларуси невозможно. Ясно, что напрямую на Синеокую он свой геополитический взор пока не обратит, разве что в контексте Минских соглашений.
Полюса притяжения
Но становится все более очевидным то обстоятельство, что белорусско-американские отношения испытают прямое воздействие хода диалога Вашингтона и Москвы. Очень маловероятно, что в качестве приоритета окружение Трампа присоветует ему активно вбивать клин между Россией и Беларусью. Это непросто, рискованно и бессмысленно, как показывает пример Украины. Тем паче, что решение более насущных для США проблем Сирии, Ливии, Ирана, Северной Кореи и той же Украины Трампу придется искать на встрече именно с Владимиром Путиным.
Бесспорно, темы для встречи назрели, осталось выбрать правильный для обоих момент.
Если отношения США с Россией при Трампе начнут теплеть, то это ослабит остроту экономических «неувязок» и между Москвой и Минском и парадоксально расширит «перспективы» углубления Союзного государства. Хочется верить, что ЕАЭС в глазах белорусов заиграет новыми красками, а прозападная оппозиция в Беларуси начнет ворча сворачивать свои русофобские хоругви. Раздражение будет снято прогнозами экономического роста и очевидными выгодами интеграции. Даже если и не сразу, но динамика Союзного государства пойдет вверх.
Хуже будет для всех, если личные отношения Путина с Трампом из-за какого-нибудь пустяка так и не станут доверительными, а «перезагрузка», как всегда, пойдет вкривь и вкось. Тогда наличие небольших контингентов НАТО на границах с Беларусью станет стратегической угрозой. Минску останется продолжать маневрировать между полюсами притяжения, чтобы и туристов ЕС сохранить, и стратегического союзника - Россию - поддержать делом. Намеченные на 2017 год масштабные учения в Беларуси покажут незыблемость вектора тяги Минска.
Прогноз от швейцарцев
Западные СМИ на все голоса трубят, что между братскими республиками началось охлаждение. Так, аналитики швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung многозначительно отмечают, что Россия впервые с 1995 года начала сторожить границу с Беларусью. Из-за новых мер контроля в рамках в общем-то по-прежнему единого пограничного пространства РБ и РФ изданием высказывается скоропалительная догадка, что политический союз может ослабнуть.
Впрочем, рациональность швейцарцев все же берет верх. «Не надо верить в то, что Лукашенко ищет открытого конфликта с Россией», - пишет Neue Zuercher Zeitung. Обе стороны в спорах по поводу экономических разногласий, мол, знают, как далеко они могут зайти. Вывод газеты: готовность Минска взять на себя роль нейтрального посредника между Москвой и Киевом не означает разрыва глубинных связей РБ и РФ. К тому же Александр Григорьевич, мол, не относит Кремль к «силам, заинтересованным в хаосе и конфликтах в Беларуси». Так что ждать Дональда будем вместе.
Белорусские корни
Кстати, Лукашенко предсказал победу Трампа еще в сентябре прошлого года, когда президентская гонка была в разгаре. «Больше, чем мы, открыто и честно, от души, не заискивая перед ним, никто Трампа не поддерживал», - рассказал белорусский президент в декабре. Доведись ему с коллегой из США пообщаться, тому к беседе составили бы выигрышную справку про дальновидность белорусского собеседника.
Но это еще не все, что связывает Дональда Трампа с Беларусью. У его внуков, как выяснилось, белорусские корни. Старший советник президента США - Джаред Кушнер, женатый по совместительству на дочери Трампа красавице Иванке, восходит по своей родне к узнику еврейского гетто города Новогрудок Йозефу Берковичу. Вместе с 250 пленниками тот с семьей сбежал из фашистского лагеря и присоединился к партизанскому отряду. После войны семья переехала в Америку, где Йозеф взял фамилию жены - Кушнер. Почти каждый год его сын, а теперь сват президента Чарльз Кушнер привозит их общих внуков в Беларусь. Дети посещают Музей еврейского сопротивления в Новогрудке, места массовых расстрелов евреев, партизанские землянки. В следующий раз внуки Трампа могут навестить Беларусь летом 2018 года.