Как России и Беларуси выстраивать политику на западном направлении с приходом Трампа?
Мнения членов Российско-белорусского экспертного клуба при газете «Союзное вече»
Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, главный редактор портала ИМХОклуб.by:
- Во-первых, надо смотреть прежде всего на действия, а не слова, поскольку сейчас ситуация на западных рубежах Союзного государства довольно напряженная и в военном плане, и в отношениях России со странами Балтии и Польши. Если новая администрация Трампа будет обсуждать вопросы деэскалации, то это меняет акценты внешней политики Америки.
Его предвыборной риторике соответствует, что военное присутствие США в мире будет сокращаться. Для нас это хорошо, поскольку, в таком случае, сокращаются и наши военные расходы, и общая психологическая напряженность. Надо смотреть на готовность новой администрации к диалогу по этому направлению и на конкретные шаги. Если они последуют - иметь наготове предложения, направленные на снижение уровня напряженности: новые договоры и новые обозначения красных линий, за которые не должны переходить ни НАТО, ни ОДКБ, чтобы понимать границу дозволенного. Сейчас ее мало кто понимает.
На мой взгляд, Украина – это красная линия, которую пересекли все. Россия считает, что Запад напрямую причастен к госперевороту на Украине, что вызвало у нее реакцию неприятия. А западные партнеры считают, что возвращение Крыма – это красная линия, которую пересекла Россия. Поэтому сейчас необходимо договориться, что делать с Украиной. Думаю, надо настаивать на том, что она должна сохранить территориальную целостность и нейтральный статус. А Россия, например, должна предоставить Западу и украинской стороне гарантии территориальной целостности Украины. России и США нужны позиции, на основе которых можно было бы договариваться.
Что касается сокращения баз НАТО в Европе, то Трамп действительно высказывал такие мысли, но повернуть вспять тяжеленную военную машину США очень трудно. Но если их сократят, Америка отыграется на поставках в Европу оружия. Совершенно очевидно поэтому, что в нагнетании напряженности в Европе и мире, больше всего заинтересованы американские транснациональные элиты, торгующие оружием. С другой стороны, и элиты малых стран, которые видят в этом возможность получить дополнительную помощь.
Николай Межевич, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований:
- Все последнее время в Европе нагнеталась антироссийская истерия, поэтому интересно узнать, как теперь поведут себя наши соседи. Несмотря на то, что прибалтийские страны многими моментами в экономике и политике отличаются друг от друга, по отношению к Трампу они совершенно идентичны. И если не на уровне первых лиц, то экспертов и депутатов, буквально отказывали ему в элементарных человеческих качествах. И за это им так или иначе придется платить. Если они сочли возможным выразить недоверие Трампу, то и он, думаю, сочтет возможным выразить недоверие им. Каков будет результат, можно предсказать по соотношению сил.
Американские военнослужащие из Прибалтики не уйдут. Об этом никто не говорит, и так вопрос не стоит. Другое дело, что провоцировать Россию ради спортивного интереса в Таллинне, Риге и Эстонии уже не будут. Трамп будет готов защищать Прибалтику от немотивированной агрессии, но поощрять ее немотивированную агрессию против России не будет.
Что касается расширения НАТО, то, думаю, на ближайший год-полтора этот вопрос закрыт. Как и вопрос отмены или ужесточения санкций против России. В ближайшее время ничего существенного не произойдет, а ближе к лету посмотрим, какие шаги сделает американская сторона. Думаю, хуже уже не будет, потому что хуже уже некуда. Надо смотреть в будущее с оптимизмом.
Если говорить о нашем диалоге, то он начнется, конечно, в политической сфере - об элементарных мерах взаимной безопасности. А когда появятся результаты, появится психологическая возможность говорить об экономике.
Первоочередная задача сегодня - хотя бы минимально уменьшить градус военной напряженности, чуть больше диалога по ситуации в Сирии, о борьбе с терроризмом. Кардинальных перемен в позиции США в сирийском вопросе ждать не приходится: американский истеблишмент не может быстро меняться.
А на волнения части американского общества, недовольной победой Трампа, не стоит обращать внимания: американская политическая система не допустит политических эксцессов – она на это не настроена.
Фото: Иван Макеев