ЕАЭС набирает вес
За последнюю с небольшим неделю один за другим прошли саммиты, форумы и встречи в верхах евразийского формата
Логика одной из стран-основательниц - Беларуси - была обозначена 13 марта на заседании Евразийского межправсовета главой Правительства РБ Андреем Кобяковым. По мнению премьера, спустя всего год с начала существования союз «работает на внешнем контуре» и приобретает очертания «не просто интеграционного объединения». При этом мир уже не делится, а давно разделился на блоки. Раз ЕАЭС окружают объединения с сильной экономикой, то его задача - занять достойное место среди них. Но, чтобы включиться в такую работу, ЕАЭС нужен крепкий фундамент внутри самого союза, считает Андрей Кобяков. И добавил, что Беларусь ожидает серьезных подвижек в устранении изъятий и ограничений во взаимной торговле в ЕАЭС.
Развивая идею о встраивании ЕАЭС в глобальные структуры, Минск считает, что Евразийский и Европейский союзы должны укреплять «равноправное взаимодействие с целью выхода в будущем на общее экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока». Об этом заявил во вторник спикер Палаты представителей белорусского Национального собрания Владимир Андрейченко. Беларусь загодя выступает за более тесное и равноправное взаимодействие ЕАЭС и ЕС, замахиваясь в перспективе на единое пространство. Свою позицию Андрейченко озвучил на первом совещании спикеров парламентов стран Евразии, которое проходило в Москве с участием представителей 19 государств.
Идея благодатная и возражений у участников саммита в Астане не вызовет. Но хотелось бы получить подтверждение готовности Брюсселя к такому диалогу объединений, который должен прийти на смену его политики санкций в отношении одних членов ЕАЭС и заигрывания с другими. К сожалению, Еврокомиссия и высокий представитель по внешней политике Федерика Могерини предпочитают действовать по принципу «разделяй и властвуй», не торопясь официализировать хоть как-то отношения ЕС - ЕАЭС. Пока между Европой и Евразией пролегает политическая пропасть, за сохранением которой пристально надзирают из-за океана.
Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян также заботится о внешнем фронте, отталкиваясь от того, что казахстанская сторона в качестве председателя в ЕАЭС определила одним из приоритетов в нынешнем году интенсификацию работы союза с третьими странами. По итогам заседания в Москве он сообщил, что премьер-министры стран Евразийского экономического союза поручили ЕЭК выстраивать диалог с Китаем и ЕС и определили «четкие рамки» такой работы.
На встрече с Президентом РФ Путиным в Москве Тигран Саркисян заявил, что для повышения инвестиционной привлекательности стран союза Комиссия совместно с государствами-членами должна укреплять новый наднациональный орган - ЕЭК. «Мы видим, что меняется торгово-экономическое пространство, мировой ландшафт. И ЕЭК должна быть готова встроиться в эти глобальные трансформации», - подчеркнул Саркисян.
Владимир Путин в ответ обозначил председателю ЕЭК свое видение практических приоритетов интеграции, которые в конечном итоге пред-определят ее успех.
- Самое главное, что предстоит вместе сделать: мы должны максимально использовать преимущества этого интеграционного объединения для решения задач, которые стоят перед нашими странами. Мы и создавали ЕАЭС, чтобы формировать дополнительные условия для роста экономики и развития социальной сферы.
А в этом году у ЕАЭС свои плановые ступеньки поступательного сращивания экономик. Уже утверждено положение о формировании и функционировании евразийских технологических платформ. Скоро должен быть сформирован общий рынок в социально значимой сфере лекарств и медицинских изделий. Предпринимаются усилия по дальнейшей либерализации рынка услуг. Продолжается работа над проектами нового Таможенного кодекса союза, соглашения о порядке заключения союзом международных договоров, программы формирования общего электроэнергетического рынка к 2019 году.
Как отметил на заседании межправсовета российский премьер Дмитрий Медведев, ЕАЭС состоялся как эффективное интеграционное объединение. Хотя бы потому, что союз работает как в период, когда экономики растут, так и в период, когда экономики стран-участниц находятся в непростой ситуации.