Что стоит за решением Евросоюза снять санкции с Беларуси?
ЕС, отзывая значительную часть ограничений с Минска, принимал в расчет и российский фактор
Решение о снятии санкций с президента Беларуси Александра Лукашенко ни для кого не стало неожиданностью.
Ровно четыре месяца назад были приостановлены санкции в отношении 171 гражданина Беларуси и 10 предприятий. Тогда же было объявлено, что Евросоюз пойдет дальше и 15 февраля нынешнего года, «если не случится ничего непредвиденного», отменит запреты вовсе, оставив лишь эмбарго на поставки оружия и ограничения по выезду за рубеж для четырех белорусских политиков. Словом, этого события ждали, и оно случилось в точно назначенные сроки. Судя по радушному настрою брюссельских чиновников, в ближайшей перспективе, похоже, и остальные ограничения будут сняты.
Таким образом, Евросоюз, всего четыре года назад расширивший введенные ранее, в декабре 2010 года, санкции в отношении официального Минска (ограничения въезда белорусских чиновников на территорию ЕС), заявлявший о нарушениях прав человека в Беларуси и требовавший освобождения всех «политзаключенных», пошел на резкое смягчение санкционного режима. Сначала об отмене большой части санкций объявили главы МИД стран Евросоюза, а затем об этом заявил и Совет Европы.
Что же произошло? Чем можно объяснить такой разворот к Минску? Безусловно, свою роль в этой «оттепели» сыграли и выход на свободу так называемых политзаключенных, и четкая организация переговорного процесса «Минск-1» и «Минск-2», и нейтральная позиция Беларуси по Украине. На решение Брюсселя оказали влияние и приветственное обращение белорусского президента к нобелевской лауреатке, писательнице Светлане Алексиевич, идеологическому оппоненту, и прошедшие президентские выборы.
Но Беларусь во всех своих действиях последнего времени не совершила ничего экстраординарного, что дало бы весомый повод ЕС отказаться от политики санкционного давления. Она вовсе не пыталась «подыгрывать» Евросоюзу, чтобы подтолкнуть его к отказу хотя бы от части санкций. Ничего кардинального в белорусской политике за это время не произошло. В Минске отдают себе отчет в том, что санкции могут вернуться, сделай республика «что-то не так».
Следовательно, Минск не играл «на публику», когда отпускал на свободу заключенных – те, как говорится, свое отсидели, какой смысл их было держать за решеткой? Он не демонстрировал новые «демократические высоты» по лекалам ЕС в ходе выборов главы государства. В общем-то, минувшее голосование мало чем отличалось от предыдущих походов избирателей к урнам. Устранение преград для регистрации партий? Время на телевидении? Да, пожалуйста! При любом раскладе было предельно ясно, что победит Александр Лукашенко, причем с явным преимуществом.
Далее. Кто, как не соседняя и родственная Беларусь, могла эффективно организовать переговорный процесс в Минске, попытаться примирить противоборствующие стороны? Разве могли белорусы остаться в стороне? Что касается Алексиевич, то тут речь все-таки о Нобелевской премии. Поздравление президента вполне оправдано.
Причем, белорусские власти вовсе не просили своих западных соседей убрать санкции, не умоляли о послаблении, не писали жалобные петиции. Они, как и мы, действовали по правилу: сами ввели, сами и отменяйте. Все происходящие перемены важны в первую очередь для республики и не выставляются напоказ. Что касается позиции ЕС, то он проявил «акт милосердия» вовсе не потому, что пошел навстречу пожеланиям белорусов. Это был предлог, чтобы, во-первых, покончить с бессмысленными, отдающими нафталином санкциями, длящимися долгие годы. Во-вторых, наглядно продемонстрировать «несговорчивой», находящейся под еще более суровыми санкциями России, какое замечательное будущее ее ждет, если она перестанет показывать всему миру свою твердую позицию по Сирии, по Украине, другим «горячим точкам» на земном шаре и спорным международным проблемам.
Скорее всего, это элемент новой политики Запада в отношении Беларуси и Союзного государства в целом, цель которой заключается не столько в стремлении «разъединить» два союзных государства. Или в затейливой игре на социально-экономических и политических противоречиях, которые всегда возникают в работе любого интеграционного межгосударственного объединения. С Россией и Беларусью такой фокус не пройдет.
А вот ослабление роли и значения нашей страны в деятельности Союзного государства, стремление преподать России своеобразный урок поведения для выхода из теперешнего санкционного тупика – цель вполне реальная. Будете, стало быть, вести себя хорошо, выполните ряд требований Запада – и вслед за белорусами избавитесь от пут санкций.
Намек слишком прозрачный, чтобы его не увидеть. Сейчас надо ожидать дальнейших шагов Евросоюза по смягчению санкционного давления на Беларусь. Наверняка, будет облегчен доступ к финансированию ЕС белорусских проектов и программ, а также открыт доступ к кредитным линиям. Появляется возможность выхода белорусских облигаций (евробондов) на европейский рынок. МВФ, несомненно, активизирует свою деятельность на территории республики. Возможно, предложит кредиты. Уже сейчас Брюссель обещает поддержку при вступлении в ВТО и говорит о разработке базового соглашения о сотрудничестве ЕС и Беларуси.
Как следует ожидать, белорусские власти будут выстраивать свою внешнеполитическую линию с учетом новых реалий, и, возможно, сближение с ЕС произойдет по разным направлениям, но вряд ли изменится ее основной вектор, направленный на сотрудничество с Россией, с которой завязаны теснейшие союзнические отношения.
Снятие санкций, согласимся, положительный сигнал для нашего соседа (впрочем, как и для нас), который она может использовать себе во благо. Не думаю, что Беларусь будет рубить сук, на котором сидит, и сломя голову бросится, как Украина, подписывать договор об ассоциативном членстве в ЕС. Не думаю, что произойдет резкий поворот на Запад, как пугают некоторые эксперты. Как бы ни складывалась ситуация, Союзное государство останется самым действенным инструментом социально-экономического, правового, образовательного и культурного развития, как Беларуси, так и России. Иного не дано.