Главные риски - в экономике
Как Беларусь будет выстраивать в этом году свои отношения с Россией, ЕАЭС и Западом
- В 2016 году ключевыми для белорусской внешней политики остаются темы безопасности, диверсификации экономики и повышения своего статуса как миротворца.
В контексте российско-белорусских отношений особое внимание будет уделено совместному преодолению кризисных явлений, с которыми столкнулись наши экономики, особенно на фоне ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и падения мировых цен на нефть.
Именно по этой причине Минск и Москва в рамках Союзного государства намерены реализовывать пакет антикризисных мер. Белорусская сторона готова принять самое непосредственное участие в программах импортозамещения РФ.
Главные риски для Беларуси сегодня лежат в экономической сфере. Поэтому для официального Минска задача задач этого года в том, чтобы максимально диверсифицировать рынки сбыта белорусской продукции. На это нацелены не только службы маркетинга предприятий-экспортеров, Торгово-промышленной палаты Беларуси, но и все силы МИД республики. Кроме того, в этом году перед государством стоит вопрос реформ в экономике и ее модернизации. Только в таком случае можно будет увеличить приток иностранных инвестиций и технологий. Так что белорусская внешняя политика будет подчинена прежде всего достижению этих целей.
Площадка для переговоров
Беларусь в этот непростой для мировой политики и экономики 2016 год вступает как государство, значительно увеличившее свои региональный вес и значение. Это обусловлено как миротворческими усилиями Минска по организации переговорной площадки для поиска решения украинского кризиса, так и нейтральной военно-политической позицией. С учетом пролонгации действия Минских соглашений на 2016 год белорусская столица по-прежнему сохранит за собой этот статус.
Белорусское руководство уже заявляло о своей готовности стать посредником для разрешения конфликта между Россией и Турцией из-за сбитого российского бомбардировщика Су-24.
Беларусь сохранит за собой статус миротворца
Официальный Минск полагает, что у него есть позитивный опыт организации подобных переговоров, к примеру, в формате саммита Таможенный союз - Украина - ЕС летом 2014 года.
В прошлом году ЕС приостановил экономические и политические санкции в отношении Беларуси до конца февраля, а США заморозили экономические ограничения до конца апреля нынешнего года. Учитывая, что у России сейчас напряженный период в отношениях с некоторыми странами и институтами Запада, ей, возможно, пригодится белорусский «санкционный» опыт. Так, российская делегация решила не ехать на первую в году сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбург. А белорусской делегации до сих пор не вернули в ПАСЕ статус спецприглашенного.
Новые реалии требуют новых институциональных подходов в отношении с западными странами. В целом Минск заинтересован углублять
экономическое взаимодействие с западными странами, и здесь перспективным шагом может быть разработка нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и ЕС, учитывающего ее членство в ЕАЭС. Все это - не в ущерб своим обязательствам в рамках ЕАЭС, который по-прежнему является главным внешнеполитическим и экономическим приоритетом для Беларуси.
Партнеры по ЕС
Минск надеется, что партнеры по ЕАЭС более внимательно отнесутся к антикризисному плану, предложенному белорусской стороной, как председательствующей в этой интеграционной структуре в прошлом году. Беларусь настаивает не только на немедленном устранении всех изъятий и ограничений во взаимной торговле между участниками ЕАЭС, но и на углублении промышленной кооперации и координации политики в других отраслях экономики.
Большие надежды Беларусь также возлагает на участие в китайской инициативе Экономического пояса Шелкового пути. По итогам визита в Минск председателя КНР Си Цзиньпина в мае прошлого года республике была отведена стратегическая роль в реализации этого масштабного проекта в Восточной Европе. Тем более что основным проектом сотрудничества в рамках ЭПШП должен стать китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Это заставляет белорусские власти держать в зоне повышенного внимания меры по совершенствованию бизнес-климата в стране.
Для белорусской внешнеполитической повестки дня актуальной остается идея «интеграции интеграций». Именно в ее контексте Беларусь будет выстраивать свои отношения с другими интеграционными образованиями и решать актуальные проблемы, в том числе в треугольнике Россия - Украина - ЕС. Ведь именно в сотрудничестве, а не в конфронтации заключается залог успешного преодоления тех кризисных тенденций, с которыми столкнулись наши страны.