Василий Тарасюк: Нам нужно переходить на внутренние валюты
Член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту - о приоритетах ЕАЭС в 2016 году
- К чему нужно готовиться странам, входящим в Евразийский экономический союз?
- Необходимо соблюсти баланс интересов самого Союза и входящих в него государств. Первоочередные задачи: скоординировать денежную и валютную политики, увеличить объем внутренней торговли. Для этого нужно оперативно создать наднациональные органы - Евразийской экономической комиссии в Москве, Центра финансового регулирования в Алматы, Евразийского суда в Минске. При этом нужно учесть все ошибки и недочеты, прежде всего экономические, с которыми сталкивались раньше подобные объединения.
Чтобы снизить экономические риски, эксперты из стран-участников Союза рекомендуют как можно скорее переходить во взаиморасчетах на внутренние валюты. Тем более что это прямо указано в статье 64 «Договора о Евразийском экономическом союзе». Это укрепит национальные валюты стран-участников, повысит к ним доверие как на внутреннем валютном рынке каждого государства, так и на международном.
Также важно создать общий энергетический рынок, благодаря чему можно будет снизить затраты на производство электроэнергии и уменьшить энергоемкости ВВП членов ЕАЭС.
- Какую роль сыграет открытие в Китае Азиатского банка развития?
- Китайские инвесторы - лидеры по прямым инвестициям в странах ЕАЭС. Создание Азиатского банка развития лишь укрепит такое сотрудничество, в первую очередь в сфере энергоресурсов и электроэнергетики.
Нельзя не учитывать роль и других государств. Японские и южнокорейские корпорации проявляют большой интерес к машиностроительному комплексу стран ЕАЭС - это два миллиарда долларов накопленных прямых инвестиций. Развивается сотрудничество с Ираном - идут инвестиции в строительство, инфраструктурные сети и транспортный сектор. Недавно было заключено первое соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Сейчас ведутся переговоры с Израилем.
Как бы кто в ЕАЭС ни пытался дистанцироваться от антироссийских санкций, торговых и валютных войн - в итоге досталось всем.
Беларусь переживает крупнейшее за несколько лет падение валюты и, как следствие, снижение зарплат в реальном выражении. Предприятия все чаще обращаются за господдержкой, а склады переполняются продукцией, не находящей сбыта.
В этих условиях республика предпринимает большие усилия для диверсификации экспорта. Однако ситуация в других странах, в том числе в Европе и Китае, тоже не лучшая. Закрыть бреши от потерь на рынке РФ в одночасье не выходит.
В Казахстане к похожим проблемам добавляется то, что республика является поставщиком углеводородов и ее бюджет, как и российский, зависит от цены на нефть. Астана долго не хотела снижать курс тенге, что привело к сокращению ее резервов на 10% в прошлом году.
Из-за дорогого тенге казахские товары стали терять рынок ЕАЭС. В августе власти отправили свою валюту в «свободное плавание». За несколько часов она обвалилась на 26%.
Что касается Кыргызстана, то он сильно зависит не только от России, но и от соседнего Казахстана. Республика получила двойной удар, однако даже в этих условиях ее экономика сумела показать небольшой рост. Но эксперты не испытывают особой радости по этому поводу и предупреждают, что госдолг республики в 2016 году может превысить 60% ВВП.
С похожей проблемой может столкнуться и другой член ЕАЭС - Армения. В ее случае речь идет о госдолге в 50% ВВП. В 2015 году страна сделала ставку на экспорт, но он перестал расти в условиях экономического кризиса, как в СНГ, так и в мире в целом. Уменьшился и поток денежных переводов от работающих в России.
В странах евразийской «пятерки» стали раздаваться голоса, что стоило ли создавать ЕАЭС, раз есть проблемы. Мол, Союз работает всего год, а посмотрите, какие результаты - торговля снижается, единой валюты нет, сфера услуг хромает... Напомним: в СНГ - не 5, а 11 членов. И страны Содружества, не входящие в ЕАЭС, столкнулись ровно с теми же самыми проблемами.
Те, кто игнорирует ЕАЭС, не стали богаче. ЕАЭС - не панацея от кризиса, охватившего сейчас все страны в мире, а инструмент регулирования. В Евразийской экономической комиссии проще договориться. А значит, легче найти выход из проблемных ситуаций.
Татьяна Валовая, член Коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК:
Автор: Юрий Строков
- Нам нельзя останавливаться, надо углублять интеграцию. Взаимная торговля внутри ЕАЭС хоть и сократилась, но меньше, чем наша торговля с третьими странами. Улучшается структура торговли. Растет оборот промышленными, сельскохозяйственными, потребительскими товарами. Мы в большей степени начинаем обеспечивать себя производством. Приоритетная цель 2016 года - формирование единого фармрынка.
Другая задача - создание единой системы обмена информацией обо всех товарах, поступающих в
ЕАЭС. Также нужно углублять взаимодействие в сфере макроэкономической политики.
Сегодня большой интерес к Союзу испытывают не только наши традиционные партнеры, но и бизнес-сообщества Северной и Южной Америки, Азии, Африки. Бизнес оценил возможность выхода на единое экономическое пространство и работу на нем без барьеров.
Не надо повторять ошибок зоны евро
Александр Гусев, руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН:
Автор: Николай Алексеев.
- В 2016 году возглавлять ЕАЭС будет Нурсултан Назарбаев. Несмотря на санкции против России, Казахстан по-прежнему оценивает положительно перспективы развития Союза. Назарбаев отметил, что не считает ЕАЭС замкнутой структурой. Он видит перспективы во взаимодействии Союза со странами ШОС.
Западное направление для нас не менее важно. Члены ЕАЭС должны шире использовать возможности Беларуси как главных ворот в Европу.
Сейчас решается задача создания наднациональных органов управления. Евразийская экономическая комиссия останется в Москве, в Астане будет финансовый центр, а в Минске - евразийский суд.
Что касается единой валюты, то говорить об этом пока рано. Мы видим, как по швам трещит зона евро - нам нельзя повторять их ошибок. Тем не менее надо шире использовать во взаимных расчетах национальные валюты.
Владимир Тельнов, заместитель директора Института общественной политики партии «Нур Отан» (Казахстан):
- Казахстан считает, что сейчас складываются условия для экономического укрепления центра Евразии. Однако само по себе это не произойдет - нужны большие проекты.
Сейчас активно продвигается идея сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Казахстан уже имеет большой опыт сотрудничества с Китаем. Есть договоренность о переносе нескольких десятков предприятий к нам из КНР. То есть китайцы хотят не только проложить дорогу на Запад, но и готовы выстроить на ее протяжении целый экономический пояс.
Больше половины ВВП стран Евросоюза дает сфера услуг. В ЕАЭС это направление пока не очень развито. В то же время оно требует меньших затрат, чем подъем крупных производств. Сфера услуг - один из скрытых резервов нашего развития.
Ашот Тавадян, завкафедрой математического моделирования в экономике Государственного экономического университета Армении:
wikimedia.ru
- Договор о создании ЕАЭС гласит, что мы должны согласовывать денежно-кредитную и валютную политику. Если мы и дальше не будем выполнять эту норму, то положение станет ухудшаться.
Простой пример. Курс рубля опустился к доллару вдвое, но Казахстан снизил курс тенге с большой задержкой. Подобные вопросы не должны решаться каждой страной в отдельности. Нужна единая валютная стратегия.
Многие сетуют на снижение торговли внутри ЕАЭС. Однако если бы Союза не было, то потери были бы больше. Россия в условиях кризиса просто закрыла бы границы, чтобы поддержать своих производителей.
Китай и Индия рвутся торговать с нами
Елена Кузьмина, заведующая сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН:
Автор: Николай Алексеев
- Чтобы Союз в будущем был более устойчив, нужно увеличить внутреннюю торговлю хотя бы в два раза. А для этого нужны свои товары. Следует вплотную заняться развитием внутреннего производства.
Радует тот факт, что в 2015 году были подписаны документы о формировании в ЕАЭС технологических платформ по прорывным направлениям. Это поможет перейти к выпуску инновационной продукции.
Другой хорошей новостью стало то, что Казахстан наконец-то приняли в ВТО. До этого он пребывал в подвешенном состоянии - весь 2015 год шла кропотливая работа по согласованию норм ВТО и положений ЕАЭС. Была масса противоречий, но их основная часть снята и теперь можно нормально работать.
Еще один позитивный факт. В то время как товарооборот в долларовом исчислении внутри ЕАЭС существенно снизился, в товарном выражении он сохраняется почти на прежнем уровне.
Хорошо, что государства ЕАЭС ориентируются не только на Россию, они учатся использовать потенциал друг друга. Например, Беларусь организует в Казахстане сборочные производства сельхозтехники, Казахстан использует ее транспортную инфраструктуру для выхода в Европу.
Нужно скорее создавать общий рынок электроэнергии. Правда, это уже более сложный вопрос - здесь переплетаются интересы разных корпораций.
Некоторые журналисты говорят, что ЕАЭС - это выдуманный союз. Почему же тогда Китай, Индия, Иран и Израиль хотят построить с ним зону свободной торговли? Значит, они чувствуют его потенциал.