Станет ли Минск площадкой для переговоров по Ближнему Востоку?
Появится ли новый формат для диалога России и Запада
Пока переговоры, в которых участвуют около 20 стран и организаций, включая Россию, США, ЕС и ООН, проходят в Вене. Последняя встреча состоялась 14 ноября, и вряд ли Австрия, пользующаяся авторитетом на Западе и в России как нейтральная страна, захочет уступить важный форум, который добавляет ей авторитета и козырей в европейском раскладе сил.
На фоне пробуксовки в создании широкой антитеррористической коалиции в Сирии и Ираке и острого кризиса в российско-турецких отношениях потребность в дополнительном формате для диалога Запада и Востока где-то в СНГ может возникнуть.
Сама белорусская дипломатия, очевидно, восприняла бы такую почетную нагрузку позитивно. Ведь престиж страны и ее востребованность в новых континентальных конфигурациях от этого только бы выиграли. К примеру, Евросоюз, который приостановил действие своих санкций против Минска только на четыре месяца, в этом случае лишний раз задумался бы, прежде чем их возобновлять.
- Вопрос урегулирования конфликта на Донбассе на минской площадке останется приоритетным, даже если в столице Беларуси начнутся переговоры по стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Беларусь всегда соблюдает данные ею обязательства, - прокомментировал пресс-секретарь МИД Беларуси Дмитрий Мирончик.
Даже если мирному процессу на Украине отдается приоритет, против встреч по Сирии в Минске возражать не будут
Даже если мирному процессу на Украине отдается приоритет, против встреч по Сирии возражать не будут. Ведь исторически в Беларуси состоялись такие дипломатические прорывы, как Брестский мир в 1918-м и Беловежские соглашения в 1991 году. Главным переговорным форматом между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху также остается Минская группа ОБСЕ.
Вопрос целесообразности выноса диалога России с Западом по Ближнему Востоку в Минск будет определяться прежде всего заинтересованностью российской стороны. Ведь на западных площадках Москва выступает в одиночку или вдвоем с Ираном против солидарного (по крайней мере внешне) Запада. Теоретически, поближе к себе и в окружении дружественных союзников по ЕАЭС, ОДКБ и СНГ, Кремль мог бы чувствовать себя раскованнее и более открытым для диалога.
Например, вопрос о предупреждении далеко идущих последствий турецко-российского конфликта из-за сбитого СУ-24 волнует, и нешуточно, Азербайджан и Казахстан. Обе тюркоязычные страны пытаются сохранить полноценные отношения с Москвой и Анкарой. Именно поэтому однозначного осуждения нападения турецкого истребителя на СУ-24 на сирийской территории с их стороны так и не прозвучало. Теперь ближайший наряду с Беларусью военный союзник Москвы - Астана пытается выступить посредником в деле вывода ситуации из дипломатического тупика. Нурсултан Назарбаев провел телефонный разговор с Эрдоганом по инициативе последнего, в ходе которого выразил надежду, что стороны используют все возможные меры для деэскалации ситуации. Странно только, что в то же время Турция и Китай совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России.
Лидер Азербайджана Ильхам Алиев пожаловал на днях с молниеносным визитом в Минск. Как считают некоторые эксперты, ссылаясь на неких высокопоставленных турецких чиновников, Алиев намерен стать посредником между Путиным и Эрдоганом. Логично предположить, что он обратился к белорусскому коллеге, чтобы поспособствовать разрядке военной напряженности и оградить собственные интересы.
Однако чтобы повлиять на окончательные решения Кремля, потенциальным посредникам из числа «братских» стран по постсоветскому пространству придется занять более ясную позицию по поводу гибели россиян от рук турецких военных, не взирая на размах инвестиций Анкары и ее обещания разрешить «замороженные конфликты» в их пользу.
Хотя формально о внешней политике в ходе визита Алиева в Минск речи не шло, Александр Лукашенко заявил о том, что «мир совершенно обезумел». В этой же связи он упомянул, что необходимо оказывать друг другу поддержку и общими усилиями противостоять внешним опасностям.
Официальная солидарность стран НАТО с Турцией, де-факто недовольных ее неуместной на фоне борьбы с ИГИЛ агрессивностью в отношении «русских», контрастирует с осторожностью союзников РФ по ОДКБ. Из стран ОДКБ главным образом министр обороны Армении Сейран Оганян осудил действия Турции, отметив, что они подрывают усилия по борьбе с террористическими группировками, действующими в Сирии. Он также призвал мировое сообщество не допустить дальнейшей эскалации напряженности между Россией и Турцией, которая может иметь серьезные последствия и для Армении.
- В то время как внимание мирового сообщества сконцентрировано на борьбе с международным терроризмом, подобные действия являются ударом по этим усилиям, - твердо обозначил министр.