Без ЕАЭС кризис был бы глубже
Год назад президенты России, Беларуси и Казахстана создали Евразийский экономический союз. Первые итоги работы ЕАЭС подвели на Втором евразийском экономическом форуме в Москве
1 января 2015 года заработал Евразийский экономический союз. Первый год его работы выпал на тяжелое время, связанное с санкциями, девальвацией рубля и других валют СНГ, падением товарооборота. Однако эксперты уверены, что ЕАЭС сыграл роль смягчающей подушки.
- Мы проводили анализ и пришли к простому выводу: если б не было ЕАЭС, то ситуация была бы гораздо хуже. Вместе всегда выживать легче, - отметила на форуме член Коллегии Евразийской экономической комиссии по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая. - Я читала труды Жана Монне. Он считается одним из отцов-основателей Европейского союза. И я увидела, что в своих работах он говорит о тех же проблемах, с какими мы сталкиваемся сегодня. Я думаю, это даже хорошо, что первый год был таким сложным - мы сумели настроиться на работу в условиях кризиса и сразу стали создавать механизмы по борьбе с ним. Это пригодится в будущем.
Все участники уверенны, что у союза - большое будущее. На фото слева направо: член Коллегии ЕЭК по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая, член Коллегии ЕЭК по таможенному сотрудничеству Владимир Гошин, посол Беларуси в РФ Игорь Петришенко и торговый представитель Армении в РФ Карен Асоян. Автор фото: Юрий Строков.
Эксперты отметили, что всего за несколько лет страны ЕАЭС благодаря постоянной работе над унификацией законодательства заметно поднялись в международном рейтинге по простоте ведения бизнеса. Если раньше наши страны в среднем занимали примерно 108-е место в списке, то теперь переместились ближе к 60-му месту.
- Помимо этого, ЕАЭС стал крупным геополитическим игроком, - считает Татьяна Валовая. - Многие страны хотят сотрудничать, они просят создать с нами зону свободной торговли. Первую такую зону мы организовали с Вьетнамом. На очереди - Израиль и Индия.
Держим удар
- Задача наших стран - чтобы союз креп, развивался и мог держать удар, - сказал белорусский посол в РФ Игорь Петришенко. - Но с нами будут считаться, только если мы будем сильными, если сумеем обеспечить четыре свободы - на передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Подчеркиваю: без барьеров и изъятий.
Беларуси первой выпала честь председательствовать в этом году. И это символично, так как она первой начала строить Союзное государство с Россией. ЕАЭС может многому научиться у Союзного государства. Прежде всего промышленной кооперации в рамках союзных программ.
- Нужно активнее развивать межрегиональные связи, - добавил Игорь Петришенко. - Потому что предприятия на местах договариваются гораздо быстрее, чем когда согласование идет через столицы. И здесь опять же пример я призываю брать с Союзного государства.
Прорубить одно окно
- Полным ходом идет работа над созданием Таможенного кодекса ЕАЭС, - сообщил член Коллегии ЕЭК по таможенному сотрудничеству Владимир Гошин. - Мы готовим его при самом активном участии бизнеса. Приоритет отдаем электронному декларированию - бумажная волокита уходит в прошлое.
Также будет создана система «одного окна» для внешнеэкономических компаний. Для ее создания изучили опыт Сингапура и Южной Кореи.
Другое новшество - институт уполномоченных операторов внешней торговли. Например, уполномоченный экспортер из России сможет поставлять уполномоченному импортеру из КНР товары по упрощенной схеме. Таким образом, проще будет создать систему транзита от Бреста до Владивостока.
Мы сравнили цифры 2009 и 2014 годов, - сказал Владимир Гошин. - Несмотря на все кризисы, обвалы и девальвации, рост внутренней торговли внутри ЕАЭС составил 67 процентов.
Опрос Екатеринбург - столица Евразии?
Когда мы говорим «Брюссель», подразумеваем Европейский союз. А может ли ассоциироваться с одним городом союз евразийский?
Часть экспертов утверждают, что столица ЕАЭС должна быть в Москве, потому что там базируется Евразийская экономическая комиссия.
В ходе опроса ВЦИОМ выяснилось, что треть россиян отдали бы звание столицы ЕАЭС Екатеринбургу, ведь территориально центр Евразии расположен на юге Урала.
Минск и Астана также не намерены сдаваться без борьбы. Эксперты говорят, что логично было бы разделить функции и объявить Астану финансовым центром ЕАЭС, а Минск - культурной столицей.
Мнение экспертов
Леонид Слуцкий, член Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, председатель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками:
- Не нужно бояться сложностей. Создание любой большой системы начинается с дезорганизации. Было очень много проблем на пути ЕАЭС, но они сокращаются, и начинается нормальная работа.
Да, сегодня звучит резонный вопрос: почему падает товарооборот? Но вы представьте, как бы он рухнул, если бы мы не поддерживали друг друга в рамках единого рынка.
ЕАЭС прошел свою точку невозврата. Сегодня мы продвигаемся уже дальше экономических интересов. Мы говорим об общей системе безопасности, говорим о межпарламентском сотрудничестве.
Все возникающие сложности нужно решать в конструктивном ключе. Например, сейчас есть проблема с Кыргызстаном. Он вступил в ВТО с нулевыми ввозными пошлинами для китайских товаров. Чтобы нас не завалили реэкспортом, нужны особые меры контроля. И мы рады, что Кыргызстан готов к диалогу.
Надо продолжать идти вперед, и с каждым месяцем это движение будет все увереннее. Первый год ЕАЭС показал его эффективность, но и обозначил целый ряд проблем, которые нам предстоит решить.
Думаю, в будущем укрепятся контакты между различными объединениями стран, то есть пойдет интеграция интеграций. Страны БРИКС усилят свои позиции. Мир будет многополярным, и заметную роль в нем будет играть наш союз.
Лучше возглавить процесс, чем мешать ему
Андрей Бельянинов, руководитель Федеральной таможенной службы РФ:
- С Беларусью у нас наиболее близкие позиции, потому что нормативные базы наших стран были максимально унифицированы еще до формирования Таможенного союза.
С таможенными службами Армении и Киргизии, по сути, у нас тоже нет проблем, но мы, как говорится, еще притираемся друг к другу.
Интенсивность нашей международной работы не только не снизилась, а, наоборот, возросла. Например, европейцев очень интересует проект «Нового шелкового пути», который может пройти через страны ЕАЭС.
Европа понимает, что китайские товары все равно будут приходить к ней, вопрос только - каким путем. Китайские коллеги посчитали, что, если товары будут доставляться по суше, то экономия времени составит от двух до трех недель. Это достаточно серьезная цифра, за которую стоит побороться не только КНР. России тоже было бы неплохо получить от этого свои дивиденды. Есть же хрестоматийные вещи: лучше возглавить процесс, чем мешать ему.
XXI век, судя по всему, будет столетием крупных интеграционных объединений. И от того, как будет развиваться наш союз, зависит место в мировой экономике всех стран ЕАЭС, включая Россию.
Армянский коньяк под бумажной волокитой
Карен Асоян, торговый представитель Республики Армения в РФ:
- Много было дискуссий о том стоит ли Армении вступать в ЕАЭС. На всех уровнях мы обсуждали этот вопрос и продолжаем дискутировать. Но уже сейчас видно, что основной результат - положительный. И в области промышленности, и в сфере сельхозпереработки наши предприятия говорят о позитивных сдвигах.
Что интересно, в Армению приходят не только крупные игроки, но стали появляться даже малые предприятия из стран ЕАЭС. Растет и поток туристов.
Конечно, не все идеально. Например, существует проблема двойного взимания НДС. Мы надеемся, ЕЭК решит эту проблему.
Бумажной волокиты по-прежнему много. Например, чтобы отправить в Россию одну машину нашего знаменитого армянского коньяка, нужно представить около 50 различных документов.
Но мы спокойно ждем изменений, знаем, что и на заре Евросоюза возникали подобные проблемы.
Очень хотелось бы, чтобы мы со своими товарами «выстрелили» в мировом масштабе. А для этого нужно выстраивать мощную кооперацию внутри ЕАЭС.
Также мы хотели бы наконец прорвать многолетнюю транспортную блокаду. Мы хотим наладить нормальное автомобильное сообщение с Россией. Хотели бы организовать маршруты в Иран. Таким образом, ЕАЭС смог бы получить удобный выход на Ближний Восток.
Фото в начале страницы: Сергей Гунеев/ РИА Новости