САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Политика

Автор Николай Лашкевич

Eвросоюз заблудился по пути в Большую Европу

Каковы перспективы сотрудничества ЕС и Евразийского экономического союза

Возможно ли создание между ними зоны свободной торговли? Так ли уж утопично в условиях нынешних санкций Запада сформировать единое экономическое пространство от Лиссабона и Владивостока без виз и с общей системой безопасности?

Эти вопросы обсуждались на круглом столе «ЕС и ЕАЭС: стратегии экономического взаимодействия», состоявшемся на минувшей неделе в Российской академии наук.

От океана до океана

Пятнадцать лет назад тогдашний председатель Европейской комиссии Романо Проди предлагал создать единое общеевропейское экономическое пространство от западной окраины Европы - Португалии до тихоокеанской столицы России. Он не был первым, кто выступал с такой инициативой. Еще в середине прошлого века французский президент Шарль де Голль говорил о создании Большой Европы «от Атлантики до Урала».

Президент России Владимир Путин тоже неоднократно напоминал Евросоюзу о такой возможности совместного экономического развития, а на старте проекта Евразийского союза, в конечном итоге, как известно, преобразованного в Евразийский экономический союз, предлагал строить новое интеграционное объединение на универсальных принципах, как неотъемлемой части Большой Европы.


Сторонником этой идеи был и другой французский лидер - Николя Саркози. В 2010 году на саммите Россия - ЕС он заявил, что европейцы и россияне могли бы сформировать общее экономическое пространство протяженностью в десятки тысяч километров. Канцлер Германии Ангела Меркель, выступая несколько месяцев назад на форуме в Штральзунде, также не прошла мимо этой темы. Она заявила, что не исключает образования крупной зоны свободной торговли, в том числе и с Россией.

Итак, идеи Большой Европы оказались на редкость живучи. Даже санкции не подорвали их жизнестойкость. А ведь казалось, что на планах сближения Запада и Востока можно ставить жирную точку. Противоречий в отношениях нашей страны с Евросоюзом накопилось так много (ПРО, Украина, Крым, Сирия и т.п.), что ни о каком едином пространстве и речи идти не может. Да и с Беларусью у Запада разногласия никуда не делись. Временная отмена санкций против республики никого не должна вводить в заблуждение. Претензии Евросоюза к Минску по поводу «нарушений демократических свобод» по-прежнему остаются в его политической повестке дня.

Где мы сходимся, а где расходимся

К тому же дружить домами, чтобы затевать возведение общего торгово-экономического здания, не получается и по той простой причине, что дома эти очень разные. Намерение жить по единым правилам экономического сотрудничества напоминает усилия лебедя, рака и щуки: каждый тянет возок в свою сторону.

Прежде всего ЕАЭС - это чисто экономическая организация, а ЕС - политическая. У нас нет совместного законодательного органа, у них есть - Европарламент. С этой точки зрения к Евросоюзу ближе Союзное государство Беларуси и России с его эффективно действующим Парламентским Собранием.

Как отметил на круглом столе директор Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Виктор Спасский, ЕАЭС - проект региональный, Европейский союз - глобальный. У европейцев есть Центробанк и даже Счетная палата, у евразийцев - лишь Консультативные комитеты и Евразийский деловой совет. Так как у ЕАЭС нет ЦБ, то в отличие от Евросоюза отсутствует и единая валюта.

Разные уровни компетенции, представительства и право голоса. Одна Франция, к примеру, имеет в ЕС 29 голосов, а все страны Балтии - всего 15. В ЕАЭС же одинаковое представительство и количество голосов. 34 тысячи брюссельских чиновников, придумывающих, как сказал Виктор Спасский, нормы длины или кривизны огурца, и, напротив, небольшой штат Евразийской комиссии из тысячи человек. В одном случае все проекты решений Евразийской комиссии готовятся и осуществляются открыто, в Еврокомиссии - закрытый режим.

Как сотрудничать в такой обстановке взаимного недоверия?

С этим вопросом обратились к директору Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии, Виктору Спасскому.

- Россия, безусловно, за создание зоны свободного экономического сотрудничества, - говорит он. - Наша «пятерка» занимает естественное географическое положение между ЕС и
АСЕАН и служит своеобразным западно-восточным мостом, соединяющим эти два пространства. Было бы весьма недальновидно как нам, так и ЕС не использовать такие богатейшие возможности интеграции.

Так думает российский специалист. Однако на Западе политические соображения, похоже, всегда будут довлеть над экономическими расчетами. Политика тут правит бал. Сегодня, как был вынужден признать на Петербургском экономическом форуме председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко, у ЕС и ЕАЭС «нет даже общих целей». Разумеется, если нет согласованного видения будущего развития, правил добрососедства Европы и Евразии в одном общеевропейском доме, то о чем договариваться? Стало быть, Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись?

ЕАЗС служит своеобразным западно-восточным мостом, соединяющим ЕС и АСЕАН


В этих условиях странам, входящим в ЕАЭС, важно обратить самое пристальное внимание не только на экономические, но и политические аспекты союза. На этом акцентируют внимание многие эксперты, с кем довелось побеседовать в кулуарах круглого стола в РАН. В свое время именно эти вопросы были в центре обсуждения Договора об ЕАЭС. Тогда, к сожалению, все российские предложения о политических основах интеграции наталкивались на аргументы «укрепления национальной государственности», «незыблемости политического суверенитета» и т.д., в чем можно усмотреть элементы политического недоверия к партнерам. В итоге в договоре «евразийская интеграция» превратилась в «евразийскую экономическую интеграцию».

Eвросоюз заблудился по пути в Большую Европу


Поэтому и нет в этом соглашении таких понятий, как общая охрана границ, общее гражданство, единые внешняя политика, оборона и безопасность, требования к системе образования и здравоохранения. Часть этих функций, в частности военное сотрудничество, взяла на себя ОДКБ, часть - Союзное государство. Без политической составляющей, без создания мощного не только экономического, но и геополитического центра, который на равных может сотрудничать с Евросоюзом, сегодня не обойтись.

Можно еще долго и настойчиво вести умные беседы с Евросоюзом о необходимости создания единого экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока», но пока ЕАЭС не наберет политический вес, за рамки малосодержательных разговоров они вряд ли выйдут.

Буквально пару недель назад ЕАЭС послал в адрес ЕС предложение о возобновлении взаимных деловых контактов, о необходимости начать диалог по созданию единых правил экономического сотрудничества на пространстве Большой Европы.

Ответа пока нет.

Фото: Виктор Бабковский/ ТАСС

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лавров назвал обучение ВСУ во Франции прямым участием в боевых действиях
  2. Шесть стран Европы обвинили РФ в якобы атаках на архитектуру безопасности
  3. Сергей Лавров: Россия согласна с пунктом декларации G20 по Украине
  4. Лавров заявил после ударов по Брянской области ATACMS, что Запад хочет эскалации
  5. Белорусские технологии строительства жилья будут использовать в Смоленске
  6. Литва остановила пропуск грузового транспорта на границе с Беларусью
  7. Великобритания выделит 9,5 миллиона долларов на снабжение Украины дронами
  8. Участников СВО освободят от взыскания исполнительского сбора с 1 декабря
  9. Вячеслав Володин: Мы обязаны сделать всё, чтобы память о героях нашей страны жила
  10. Вячеслав Володин: Обеспечение детей-сирот жильем должно быть приоритетом для регионов
  11. Вячеслав Володин поздравил преподавателей высшей школы с профессиональным праздником
  12. Владимир Путин встретился в Кремле с Алексеем Нечаевым
  13. МО РФ: ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по объекту в Брянской области
  14. Александр Лукашенко определил функции и порядок взаимодействия Всебелорусского народного собрания с другими органами власти
  15. Концерн «Калашников» завершает испытания нового барражирующего боеприпаса для российской армии

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной больших семей»

И это не фантастика, а - достижимая реальность.

МНЕНИЯ

Джоны — рваные препоны

Олег Зинченко

Байден разрешил Зеленскому весь мир утащить в могилу

Будет ли перевес на стороне противника?

Павел Родионов: Вопрос ребром

Для нас дальнобойные западные ракеты - дело привычное. ВСУ их давно использует в Крыму, Луганске, Мариуполе. ATACMS, которые решился отдать Байден, могут бить на триста километров.

Удар, который в Киеве заслужили

Михаил Васильев

Атакам по украинской инфраструктуре можно было положить конец еще в августе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также