«Вы хоть понимаете, что натворили?»
Российский и белорусский президенты с трибуны ООН предложили «отложить в сторону амбиции» и сообща искоренить терроризм. Россия предлагает создать международную антитеррористическую коалицию
«Нет баланса сил - нет мира и нет стабильности. Это системный кризис. В любой системе сила, если она является единственной, действует бесконтрольно, стремится только к своему процветанию за счет других», - описал он однополярный мир во главе с США.
Предложенный рецепт справедливого мирового порядка прост: «Необходимо на деле признать, что мы все разные и что каждый народ, каждая страна имеет право на выбор своего пути развития».
Самым ожидаемым на Генассамблее стало выступление Президента РФ Путина. Во многом со сходных с Лукашенко и Си Цзиньпином позиций он обрисовал действующую со времен Ялты систему международной безопасности. Констатировав возникновение «единственного центра доминирования» после окончания холодной войны, он предупредил о тяжелых последствиях попыток некоторых стран раскачать ее краеугольный камень - Совет Безопасности ООН. В частности, по его словам, всякие силовые действия в обход резолюций СБ нелегитимны.
«Экспорт демократических революций» на Ближний Восток и Северную Африку, за которым скрывается «агрессивное внешнее вмешательство», - продолжил Путин, - приводит к разрушению государственности и уклада жизни целых стран, когда «вместо демократии народ получает насилие, а права человека ни во что не ставятся». Так было в Югославии, Ливии, Ираке, а теперь Сирии. «Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?» - эмоционально указал российский лидер на вину США и союзников за возникновение в конечном итоге Исламского Государства и других террористических группировок.
С трибуны ООН Владимир Путин сделал Западу предложение, от которого будет очень непросто отказаться: отложить в сторону амбиции и срочно приступить к искоренению общей угрозы - терроризма в лице ИГИЛ - в составе широкой международной коалиции. Она должна сформироваться по резолюции СБ ООН и, по аналогии с антигитлеровской коалицией, включать самых разных участников - и западных, и восточных, и обязательно - мусульманских соседей Сирии и Ирака. Об этом позднее пошла речь в ходе переговоров на полях Генассамблеи между Владимиром Путиным и Бараком Обамой.
Легитимность действий коалиции должна базироваться в том числе и на согласии законных властей на борьбу с террористами на их территории. А это предполагает сотрудничество с действующим правительством не только Ирака, но и Сирии, то есть с президентом Башаром Асадом, тем более что его войска - единственные, кто реально сражается против радикалов ИГИЛ. А определять, какие реформы проводить и кто будет править, по мнению Путина, должен сам народ Сирии.
Именно этот пункт антитеррористической повестки Путина встретил категорическое неприятие президентов США и Франции. Первый - однозначно исключил сохранение Асада у власти, поставив в качестве условия уход «тирана» в отставку. А Франсуа Олланд в выступлении произнес формулу : «Асад был первопричиной сирийской проблемы, поэтому он не может стать частью ее решения!» Но при этом и Обама, и Олланд неожиданно подтвердили, что «готовы сотрудничать с Россией и Ираном для урегулирования в Сирии». В октябре министры обороны США и России должны найти решение, как координировать усилия по борьбе с ИГИЛ, хотя о полновесной коалиции президенты здесь в Нью-Йорке так и не договорились.
Лондонский Time так подвел итог переговоров двух мировых лидеров: «Если Обама поддержит инициативу Путина, то это станет одним из величайших дипломатических триумфов за все 15 лет пребывания того у власти. Роль России на Ближнем Востоке станет более заметной, а ее дипломатическая изоляция из-за вторжения в Крым значительно ослабеет. Поскольку российские силы уже находятся в Сирии, в рамках любого плана все равно придется иметь дело с Путиным - либо как с партнером, либо как с противником».
На этой важнейшей российско-американской встрече, которая длилась полтора часа вместо запланированных сорока минут, помимо борьбы с терроризмом обсуждалась и ситуация на Украине. «Встреча с Обамой была очень полезной, конструктивной и деловой. И что особенно приятно - очень откровенной. У нас, как ни странно, много совпадающих точек и мнений. Но есть и разногласия», - сказал перед отъездом из США Владимир Путин. Министр Лавров пояснил, что, на его взгляд, «президент Обама услышал то, что президенту Путину нужно было сказать». Это значит, что удалось вернуться к диалогу и остановить сползание к полномасштабной «холодной войне».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Афонский, заместитель Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике:
- Выступление Президента РФ Владимира Путина на Генассамблее ООН является судьбоносным для всего мира. За двадцать минут президент сделал четкий, системный анализ мировых проблем и предложил пути их решения в рамках правового поля Организации Объединенных Наций. Действия одного из государств с позиции силы завели ситуацию в тупик, из которого теперь существует только один выход: честный и прямой подход к решению проблем, максимальная открытость и прозрачность единых правил и коллективных решений как в политических вопросах, так и в вопросах экономики, а также в вопросах борьбы с Исламским государством.