Евросоюз готовит «особый режим» дружбы с Минском и Ереваном
На фоне усиления санкций в отношении России Евросоюз неожиданно решил приблизить к своей геополитической орбите две другие страны постсоветского пространства, не входившие до последнего времени в число его фаворитов, - Беларусь и Армению
Не желая совсем упускать их из сферы своего влияния, Еврокомиссия готова изобрести особый режим экономического сотрудничества с Беларусью и Арменией, твердо вставшими на путь евразийской интеграции.
Архитекторы внешней экспансии Евросоюза понимают всю трудность задачи по подтягиванию к себе двух последовательных союзников Москвы в напряженной ситуации на континенте. «Мы ищем систему, при которой не рушились бы все мосты. Мы понимаем, что соглашение об ассоциации невозможно, все готовы найти более легкий вариант, менее настойчивый и фундаментальный. В отношении этих двух стран все согласны. Это не соглашение об ассоциации, оно не сработает. Это будет что-то на уровень ниже, не могу сказать, как это будет называться, - обозначил приоритеты Жан Ассельборн. - Мы сделали предложение Армении, Армения ответила положительно. В Беларуси наблюдается движение не в отрицательном направлении. Европа не должна упускать возможность, которая появляется в отношении этой страны. Не нужно думать о режиме, нужно думать о населении».
Аналитики трезво взвешивают шансы вовлечения двух опорных членов ЕАЭС в игры с Еврокомиссией без перспективы полноценного членства в ЕС. Например, Хизер Грейб, представитель Центра европейских реформ, сформулировала это так: «Беларусь слишком авторитарна, Молдова слишком бедна, Украина слишком велика, а Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное членство в ближайшее время».
Ереван ранее говорил о европейском векторе своей внешней политики и даже объявлял вступление в ЕС долгосрочной целью. Правда, в 2013 году президент Серж Саргсян заявил об отказе от этого курса. В октябре 2014 года Армения вступила в Таможенный союз, а с 2015 года Армения - полноправный член ЕАЭС.
Беларусь как основатель ЕАЭС и Союзного государства с Россией - более крепкий орешек для евростратегов. Стоит ли удивляться, что лидеры Евросоюза не устают клеймить действующее руководство республики за «несоблюдение демократических норм»? Брюссель явно рассчитывает, что в случае прихода к власти сегодняшних оппозиционеров подача заявки на вступление Беларуси в ЕС - дело решенное.
Развитие связей с западными партнерами может и должно быть основой разрядки напряженности и подспорьем в развитии экономик постсоветского пространства. Но «специальные» форматы сотрудничества, скроенные по лекалам Брюсселя, вызывают с некоторых времен обоснованные подозрения у лидеров бывших советских республик.
Все хорошо помнят, чем окончился для тогдашнего руководства Украины отказ от неподготовленного подписания договора об ассоциации с ЕС. Минск и Ереван готовы к взаимовыгодному сотрудничеству, но очень чувствительны к попыткам вмешательства в свои суверенные дела даже со стороны «развитых демократий».
Комментариев в Кремле насчет планов Евросоюза не дают. Очевидно, что и вмешиваться в процесс выстраивания отношений Арменией и Беларусью с Евросоюзом там не собираются. При том понимании, что любые их шаги в сторону объединения с ЕС в той или иной форме не должны противоречить ранее заключенным соглашениям о членстве в ЕАЭС и Таможенном союзе. Не говоря уже о том, что Союзное государство предполагает - ни Россия, ни Беларусь не могут без выхода из договора начать какие-либо переговоры о евроинтеграции.
Пока евразийский вектор развития выглядит для обеих республик более серьезным, а главное - более выгодным с политической и экономической точек зрения.
На днях Россия и Армения подписали в связи со вступлением последней в ЕАЭС соглашение по формированию с 1 января 2016 цен на российский газ, поставляемый в республику. Как сообщил президент Армении Серж Саргсян после встречи с Владимиром Путиным, соглашение с министерством энергетики РФ позволит снизить цену на газ на 25 долларов - до 165 долларов за кубометр. Что к этому может добавить ЕС?