Беда сплотила нацию
Беларусь отходит от шока. Жизнь после трагедии в минском метро 11 апреля постепенно возвращается в привычное русло. Почти так же, как и до того страшного вечера, многолюдно в метрополитене, хотя на станции «Октябрьская» все еще царит не характерное здесь ранее безмолвие, а на мраморной платформе каждый день появляются живые цветы.
Тринадцать погибших и более двухсот раненых, около двадцати из которых все еще находятся в тяжелом состоянии, – таков страшный итог акта бесчеловечности, исполненного с особым цинизмом – в час пик на самой многолюдной станции, которую мало кто из минчан, пользующихся метро, может миновать. Именно здесь чаще всего назначались деловые встречи и свидания.
Смертоносный заряд был столь мощным, что станция оказалась залитой кровью и обезображена. Белорусы, не переживавшие столь страшной трагедии за все годы независимости страны, были шокированы. Но, к счастью, не парализованы от горя. Спасательные службы и медики оказались на месте трагедии через считанные минуты. Спасать и выносить раненых в задымленном метро остались и почти все пассажиры станции, кому посчастливилось остаться живым и нераненым. Водители наземного городского транспорта работали до тех пор, пока не развезли всех горожан, а таксисты отказывались брать с пассажиров плату. Врачи и медперсонал городских больниц, куда доставлялись пострадавшие, прибыли на работу практически в полном составе, не дожидаясь вызовов, как только узнали о страшной беде. На станциях переливания крови стояли очереди из доноров-добровольцев. Только за первые четыре дня после трагедии на благотворительный счет в помощь ее жертвам граждане в добровольном порыве перечислили более двух миллиардов рублей.
Практически сразу у входа в метрополитен, полностью остановившийся в тот вечер, появились цветы и поминальные лампадки, куда минчане, и стар и млад, сотнями шли помолиться за упокой погибших и спасение пострадавших, разделить горе с теми, кого настигла беда. Горе не разделило людей, как рассчитывали убийцы, а сплотило нацию.
Белорусский народ ведет себя в сложившейся ситуации очень достойно, особо отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Александр Суриков, возлагая к этому импровизированному памятнику жертвам минской трагедии венок от Президента России Дмитрия Медведева. Дипломат также подчеркнул, что вся Россия разделяет беду с белорусами и скорбит вместе с белорусским народом.
Белорусы действительно чувствовали сострадание братского российского народа с первых часов после трагедии. Сразу же прислали соболезнования и гарантировали необходимую помощь Президент и премьер-министр России, спикеры обеих палат российского парламента, губернаторы российских регионов, многие видные религиозные и общественные деятели России.
– В целом сейчас люди переживают потрясение от случившегося, но в то же время у них и ярко выражена сплоченность, – отметила директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу, возглавляющая миссию российских психологов.
Руководитель группы взрывотехников ФСБ России Роман Соколюк, также отметив высокий профессионализм белорусских коллег, особо подчеркнул и слаженность совместных действий специалистов двух стран. Полученные результаты, считает он, достаточны для проведения полноценной экспертизы, которая в дальнейшем будет использована в качестве доказательной базы в суде.
Последнее особенно важно, так как главный подозреваемый в исполнении теракта был арестован в течение суток, и подобная оперативность следствия дала повод определенной части доморощенных и зарубежных «аналитиков» для разного рода спекуляций.
Раньше они намекали на причастность к случившемуся даже властей и спецслужб, а потому, мол, виновника трагедии не найдут никогда, как это было после подобных взрывов (только без летальных исходов) в Витебске в 2005 году и в Минске в 2008-м. Теперь же, когда исполнитель теракта уже арестован, пытаются утверждать, что виновного хотят «назначить». Тем более что задержанный признался в причастности сразу ко всем трем упомянутым взрывам.
Впрочем, как уверяют следователи, признание подозреваемого в данном случае было даже излишним. Исполнителя теракта силовики вычислили всего за ночь благодаря техническим средствам, прежде всего камерам видеонаблюдения и сотовой связи.
Теракт в Минске помогло раскрыть именно следствие по взрыву 2008 года, прогремевшему в толпе во время празднования Дня независимости с участием главы государства. К слову, данное следствие также проводилось совместно со специалистами России, что подтвердил представитель ФСБ. А генеральный прокурор Беларуси напомнил, что по данному преступлению были опрошены 854 свидетеля, проверены свыше 84 тысяч абонентов сотовой связи. Правоохранители провели 186 осмотров предметов и документов, 509 обысков, были осуществлены 863 экспертизы. Помимо этого 73 человека проверили на полиграфе, опросили 117 тысяч человек из тех, кто мог бы оставить надпись на упаковке из-под сока, в которой было взрывное устройство в 2008 году. Более 2 миллионов человек прошли дактилоскопию. Однако отпечатков террориста среди них почему-то не оказалось (его отпечатки остались на втором взрывном устройстве, которое в 2008 году не сработало). И вот сейчас, когда специалисты получили его «пальчики», стало ясно, кого следователи искали все эти годы. Увы, если бы этого человека удалось дактилоскопировать ранее, то террористического акта 11 апреля наверняка удалось бы избежать.
Идентичными оказались и все три взрывных устройства, а у следователей есть и доказательства того, что все три изготовлены одним человеком, фамилию которого правоохранители в интересах следствия пока не называют. Как и фамилии четверых его сообщников, также задержанных по делу.
Тем не менее многое о террористе уже стало известно. Тот, кто, как уверены следователи, задумал и привел в действие свой кровавый сценарий, – обычный рабочий из Витебска всего 25 лет от роду, не судим, без определенных политических пристрастий. Просто, как утверждают некоторые психологи, ему нравится убивать. Поэтому, услышав подобное, белорусам пришлось пережить еще один шок.
Впрочем, следствие – в самом разгаре. Как говорят в Генеральной прокуратуре страны, оно может занять около двух месяцев. И только тогда будет поставлена последняя точка в этой жуткой трагедии.
Николай ФЕДОРОВ