Интеграция облегчает ведение бизнеса
В этом году по инициативе отделения белорусского посольства в Смоленске была создана белорусско-российская Ассоциация производителей товаров и услуг.
Учредители ассоциации – белорусские и российские компании «Смоленский торговый дом «Белшина», «Криница БелТрэйд», «Смолспецтех», «Белстройресурс», «Мясо-молочная компания», «Кричевцементношифер», концерн «Русэлпром» и еще около 20 предприятий различных сфер деятельности. Основные цели ассоциации – защита прав ее участников и представление их интересов в государственных и иных органах, содействие развитию торгово-производственной деятельности, помощь в проведении маркетинговых исследований.
– Сегодня мы особое внимание уделяем развитию экономических отношений с Республикой Беларусь, – рассказывает президент Смоленской торгово-промышленной палаты Владимир Архипенков. – Основа сотрудничества – договоры, которые мы заключили со всеми региональными белорусскими торгово-промышленными палатами. Причем договоры носят не формальный характер, а наполнены конкретным содержанием. Мы регулярно встречаемся с партнерами как в Смоленске, так и в Беларуси, обсуждаем проблемы, пути их решения, перспективные планы. Самое главное, что большинство планов удается успешно реализовать. В прошлом году товарооборот Смоленской области и Беларуси составил около миллиарда долларов. Это существенный показатель на фоне прошлых лет. Наша основная работа заключается в поиске и подборе партнеров для бизнеса. Мы помогаем продвигать на Смоленщине белорусские товары и, соответственно, продвигаем в Беларуси наших российских производителей.
– На рынке РФ наше торговое представительство присутствует с 2007 года, – говорит директор ООО «Смоленский торговый дом «Белшина» Владислав Никитин. – Экономическая интеграция всегда шла на пользу нашим государствам, и в частности потому, что упрощаются таможенные процедуры. С недавнего времени к этому процессу подключился и Казахстан. Если раньше постоянно возникали трудности на границе, то сейчас таких проблем нет. Грузы доставляются оперативно – в течение двух-трех дней после подачи заявки. Конечно, это положительно сказывается на работе с нашими потребителями в России. Сначала мы открыли торговый дом в Смоленске, потом стали открывать представительства в других регионах РФ. Конкуренция на российском рынке очень жесткая, потому что здесь есть свои сильные заводы. Кроме того, большой ассортимент шин идет из Китая. Но мы берем тем, что сами идем к потребителю, встречаемся с представителями крупных и мелких предприятий, стараемся обеспечивать своевременную поставку товара, учитывать все пожелания заказчика. Что интересно, когда начался кризис, продажи продолжали расти. И в этом, конечно, немалая заслуга торговых представительств.
– Вначале мы хотели создавать торговый дом в Москве, но приняли решение открыть его в Смоленске, потому что город имеет выгодное расположение – на середине пути между Минском и Москвой, – рассказывает Эдуард Петкевич, директор ООО «Криница БелТрэйд», которое является представительством пивоваренной компании ОАО «Криница». – Здесь в Смоленске и арендная плата ниже, чем в Москве, и зарплаты не такие высокие. Плюс сам город удобный, передвигаться здесь проще и проблемы решать быстрее. Мы начали работу в 2007 году. На здешний рынок входили достаточно тяжело. Помогло то, что в приграничных областях нашу продукцию уже знали. Она была здесь еще в 90-е годы, когда рынок только начал формироваться. Но чем дальше мы продвигались от границы, тем наш продукт был менее известен. Тем не менее благодаря постоянным усилиям нас узнает все большее число потребителей.
По словам Эдуарда Петкевича, Смоленск стал для белорусских предприятий знаковым местом, где почти каждая крупная белорусская компания имеет свое торговое представительство. Когда-то многие из них начинали именно с этого города, а потом шли дальше – в другие регионы РФ. Смоленск стал своеобразным связующим звеном между экономиками Беларуси и России. Некоторые частные белорусские компании даже перенесли сюда свои производства.
– Сейчас у нас всех большие ожидания, что еще более тесная интеграция в рамках Союзного государства и Таможенного союза упростит нам работу, – продолжает Эдуард Петкевич. – Конечно, нам сложно конкурировать с российскими производителями, потому что их маркетинговые бюджеты огромны, а их влияние на рынке велико. Белорусам остается завоевывать потребителя умеренными ценами и высоким качеством.
Николай АЛЕКСЕЕВ