САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Россия и Беларусь решают вопросы безопасности в тесном взаимодействии

Договор о создании Союзного государства продекларировал целый ряд основных целей союзного строительства. Это прежде всего   обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни. Было также заявлено о создании Единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики.

Договор о создании Союзного государства продекларировал целый ряд основных целей союзного строительства. Это прежде всего   обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни. Было также заявлено о создании Единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики.
В числе приоритетов –  проведение согласованной внешней политики и социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, согласованной оборонной политики, обеспечение безопасности Союзного государства, борьба с преступностью. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, принятая 8 декабря 1999 года, предполагала выполнение 19 мероприятий.
К сожалению, далеко не все они реализованы, тем не менее сделанное  за прошедшие годы впечатляет. Прежде всего нужно отметить успешную реализацию Программы Союзного государства «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России», благодаря которой наши страны смогли  добиться ощутимого прогресса по этому направлению. Существенно активизировалось научно-технологическое сотрудничество. Гармонизация и унификация законодательства государств-участников получила значимый импульс в рамках деятельности по развитию Таможенного союза. Успешно продвигается процесс создания региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации и Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.
Исходя из объективных реалий развития России и Беларуси в условиях глобализации, можно предполагать, что худший сценарий развития отношений в рамках Союзного государства, пик которого пришелся на 2010 год, в дальнейшем не повторится. Перед обоими восточнославянскими государствами стоят серьезнейшие вызовы, решить которые самостоятельно им очень сложно.
Без развитой научно-технической и технологической базы, что существовала во времена СССР в каждой из советских республик, невозможно войти в число стран-лидеров по уровню жизни, если, конечно, не обладать огромным количеством сырьевых ресурсов, приходящихся на небольшое население, как в Кувейте или Норвегии, что неактуально для всех постсоветских республик. Значит, развитие такой научно-технической и технологической базы необходимо осуществлять на базе прежних советских наработок, а они наиболее тесно были сконцентрированы в европейской части СССР. Поэтому неизбежна все более нарастающая научно-техническая кооперация России и Беларуси, осуществлять ее наиболее удобно в рамках Союзного государства, гарантирующего особый уровень доверия, необходимый в такого рода деликатных вопросах. Научно-техническую и технологическую взаимозависимость двух стран можно отследить в сфере производства продукции военно-технического назначения – в данный момент Россия осуществляет производственную и научно-техническую кооперацию со 120 белорусскими заводами и конструкторскими бюро по 1600 видам продукции военно-технического назначения.
Все более актуальны и вопросы безопасности. Как продемонстрировали последние месяцы в Северной Африке и на Ближнем Востоке, процессы, идущие в ходе глобализации, создают совершенно непредсказуемые ранее угрозы для национальных государств. Серии революций и бунтов, инициированные сочетанием проблем на мировом продовольственном рынке с развитием электронных коммуникаций, оказались способны дестабилизировать ситуацию в одном из важнейших для мировой экономики и политики регионе. Развитие ситуации в Ливии также вызывает тревогу. Так, впервые с момента краха СССР именно страны ЕС, а не США, оказались застрельщиком в проведении крупной военной операции против суверенного государства. Евросоюз, сосед и России, и Беларуси, почувствовав новые возможности, возникшие в результате ослабления глобального влияния США, оказался вовсе не так миролюбив и покладист, как уверяла его пропаганда. И сам ход ведения военных действий в Ливии, пусть даже с санкции ООН, не способствует росту доверия и снятия напряженности в мире.
Вызовы в сфере экологической безопасности, вызванные проблемами на АЭС в Японии, также шокируют своими масштабами. Одна из наиболее высокотехнологичных наций мира оказалась способна закрывать глаза на функционирование АЭС с заведомо устаревшей системой безопасности.
В таких условиях и России, и Беларуси заведомо выгодно решать вопросы безопасности в тесном взаимодействии, гарантируемом при развитии Союзного государства. В связи с этим надо отметить принятое 24 марта 2011 года предложение разработать проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Сергей КИЗИМА,
профессор, доктор политических наук, член Консультативного совета при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также