Россия и Беларусь решают вопросы безопасности в тесном взаимодействии
Договор о создании Союзного государства продекларировал целый ряд основных целей союзного строительства. Это прежде всего обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни. Было также заявлено о создании Единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики.
В числе приоритетов – проведение согласованной внешней политики и социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, согласованной оборонной политики, обеспечение безопасности Союзного государства, борьба с преступностью. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, принятая 8 декабря 1999 года, предполагала выполнение 19 мероприятий.
К сожалению, далеко не все они реализованы, тем не менее сделанное за прошедшие годы впечатляет. Прежде всего нужно отметить успешную реализацию Программы Союзного государства «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России», благодаря которой наши страны смогли добиться ощутимого прогресса по этому направлению. Существенно активизировалось научно-технологическое сотрудничество. Гармонизация и унификация законодательства государств-участников получила значимый импульс в рамках деятельности по развитию Таможенного союза. Успешно продвигается процесс создания региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации и Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.
Исходя из объективных реалий развития России и Беларуси в условиях глобализации, можно предполагать, что худший сценарий развития отношений в рамках Союзного государства, пик которого пришелся на 2010 год, в дальнейшем не повторится. Перед обоими восточнославянскими государствами стоят серьезнейшие вызовы, решить которые самостоятельно им очень сложно.
Без развитой научно-технической и технологической базы, что существовала во времена СССР в каждой из советских республик, невозможно войти в число стран-лидеров по уровню жизни, если, конечно, не обладать огромным количеством сырьевых ресурсов, приходящихся на небольшое население, как в Кувейте или Норвегии, что неактуально для всех постсоветских республик. Значит, развитие такой научно-технической и технологической базы необходимо осуществлять на базе прежних советских наработок, а они наиболее тесно были сконцентрированы в европейской части СССР. Поэтому неизбежна все более нарастающая научно-техническая кооперация России и Беларуси, осуществлять ее наиболее удобно в рамках Союзного государства, гарантирующего особый уровень доверия, необходимый в такого рода деликатных вопросах. Научно-техническую и технологическую взаимозависимость двух стран можно отследить в сфере производства продукции военно-технического назначения – в данный момент Россия осуществляет производственную и научно-техническую кооперацию со 120 белорусскими заводами и конструкторскими бюро по 1600 видам продукции военно-технического назначения.
Все более актуальны и вопросы безопасности. Как продемонстрировали последние месяцы в Северной Африке и на Ближнем Востоке, процессы, идущие в ходе глобализации, создают совершенно непредсказуемые ранее угрозы для национальных государств. Серии революций и бунтов, инициированные сочетанием проблем на мировом продовольственном рынке с развитием электронных коммуникаций, оказались способны дестабилизировать ситуацию в одном из важнейших для мировой экономики и политики регионе. Развитие ситуации в Ливии также вызывает тревогу. Так, впервые с момента краха СССР именно страны ЕС, а не США, оказались застрельщиком в проведении крупной военной операции против суверенного государства. Евросоюз, сосед и России, и Беларуси, почувствовав новые возможности, возникшие в результате ослабления глобального влияния США, оказался вовсе не так миролюбив и покладист, как уверяла его пропаганда. И сам ход ведения военных действий в Ливии, пусть даже с санкции ООН, не способствует росту доверия и снятия напряженности в мире.
Вызовы в сфере экологической безопасности, вызванные проблемами на АЭС в Японии, также шокируют своими масштабами. Одна из наиболее высокотехнологичных наций мира оказалась способна закрывать глаза на функционирование АЭС с заведомо устаревшей системой безопасности.
В таких условиях и России, и Беларуси заведомо выгодно решать вопросы безопасности в тесном взаимодействии, гарантируемом при развитии Союзного государства. В связи с этим надо отметить принятое 24 марта 2011 года предложение разработать проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.
Сергей КИЗИМА,
профессор, доктор политических наук, член Консультативного совета при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России