Российско-белорусская военно-техническая кооперация неразрывна
Как отметил председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Анатолий Ванькович, «в современных условиях, когда в мире возникают все новые угрозы, даже мощное государство в одиночку не сможет полностью обеспечить свою безопасность. Поэтому наши союзные и братские государства взаимно заинтересованы в прочном и эффективном оборонительном союзе, в надежной охране своих границ». Неслучайно важнейшей составляющей российско-белорусских отношений является военно-техническое сотрудничество.
К началу 1992 года оборонно-промышленный комплекс Беларуси обеспечивал до 20% от общего объема кооперационных поставок материалов и комплектующих для изделий военного и специального назначения в Россию. Основу поставок составляли пилотажные системы, навигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, радиостанции, антенные устройства, стационарные и бортовые вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, оптико-механическое, сборочное и контрольное оборудование для производства сверхбольших интегральных схем, оборудование для производства прецизионной оптики, изделия химической промышленности, электронной техники и оптики, большегрузные колесные шасси, прицепы и полуприцепы. Хотя с тех пор доля Беларуси в военных поставках в Россию снизилась до 8%, но они чрезвычайно важны для России, поскольку затрагивают критически важные области. Взять хотя бы автомобильную технику. Автомобиль сам по себе оружием не является, но без него очень многие системы оружия функционировать не способны. Например, МБР «Тополь» и «Тополь-М», составляющие сегодня основу РВСН России, размещаются на шасси «МАЗ-7310» и «МАЗ-7917». А элементы (локаторы, пункты управления, сами ракеты) ЗРС С-300, которыми укомплектованы войска ПВО как России, так и Беларуси, устанавливаются на шасси «МАЗ-543». То есть, оставшись без «МАЗов», мы, по сути, лишились бы и меча (РВСН), и щита (ПВО).
С другой стороны, практически вся боевая техника, состоящая на вооружении ВС Беларуси, изготавливается в России, хотя на белорусских предприятиях создаются собственные модификации ряда российских образцов. Например, созданы новые модификации РСЗО БМ-21 «Град» (она получила название «Белград»), ЗСУ «Шилка» (ЗСУ-23-4М5), истребителей Су-27 и МиГ-29 (Су-27БМ и МиГ-29БМ). На 140-м ремонтном заводе был создан принципиально новый образец бронетехники – разведывательно-диверсионная машина 2Т. Недавно белорусское предприятие «Тетраэдр» представило новейший ЗРК малой дальности Т38 «Стилет». Он создан на базе советского ЗРК «Оса», но со значительно улучшенными характеристиками. Создаются новые АСУ разного уровня, электронные и оптические системы и т.д.
В числе успешно реализованных проектов – интеграция совместно разработанных и произведенных средств радиосвязи в системы автоматизированного управления войсками и оружием производства белорусского ВПК, оснащение ВС Республики Беларусь российскими средствами мобильной радиосвязи нового поколения типа «Акведук».
Кроме того, Москва и Минск разрабатывают и совместные проекты в области экспорта вооружений как в страны – члены ОДКБ, так и за пределы бывшего СССР. Например, российские и белорусские предприятия совместно занимаются модернизацией легких танков ПТ-76, бронетранспортеров БТР-50П, ЗРС С-125. Эта техника уже снята с вооружения ВС наших стран, но пока еще в большом количестве имеется в странах, приобретавших оружие у СССР. Поэтому ее ремонт и модернизация представляются весьма перспективным делом.
Обе страны входят в объединенную систему ПВО стран СНГ. С 2000 года, в соответствии с указом Президента РФ №1953, поставляются запасные части для техники войск ПВО Беларуси. А в 2006 году Россия поставила Беларуси 4 дивизиона зенитно-ракетной системы С-300ПС, которая была принята на вооружение 115-й зенитно-ракетной бригады (она дислоцирована в районе Бреста) вместо устаревшей ЗРС С-125. Поставки были произведены не по экспортным, а по внутренним российским ценам, которые примерно в 15 раз ниже. Уже в этом году достигнуто соглашение о поставках в Беларусь ЗРК малой дальности «Тор-М2Э». Это новейшая модификация ЗРК «Тор». Если первые модификации этого ЗРК устанавливались на гусеничных шасси, то «Тор-М2Э» будет иметь колесное шасси, разработанное Минским автозаводом. Таким образом, вновь ракеты, созданные в России, устанавливаются на белорусских автомобилях. И кооперация эта неразрывна.
Наличие единой системы ПВО значительно повышает возможности обеих стран в этой сфере на западном стратегическом направлении. Хотя военная угроза с этого направления представляется несколько преувеличенной, надо понимать, что чем сильнее у страны армия, тем меньше для нее существует потенциальных внешних угроз. В частности, НАТО никогда бы не совершило агрессии против Югославии, если бы та имела возможность на адекватный ответ. Как сказал заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Государственной Думы по безопасности Алексей Розуван, «угрозу можно ожидать с любой стороны: военной, политической, экономической. Но каждую можно минимизировать или свести к нулю, если, будут сильны наши Вооруженные силы». А по словам члена Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Светланы Савицкой, «любить свою родину и защищать ее – это было всегда в крови русского человека. Защищать не правительство, не государство, не какого-то чиновника или олигарха, а защищать родину, понимая, что правительства приходят и уходят, а родина остается. Ее всегда будут защищать».
Александр ХРАМЧИХИН