Самый популярный «Беларус»
Уже третий год ОАО «Смолспецтех» в Смоленске выпускает тракторы «МТЗ». Все это время росли объемы производства и, что самое примечательное, даже в условиях кризиса удавалось продавать практически все, что производилось.
– Белорусские тракторы очень надежные, особенно та модель, что мы собираем, – «Беларус МТЗ 82.1», – говорит гендиректор ОАО «Смолспецтех» Леонид Кальницкий. – Эта рабочая лошадка на селе выполняет множество задач, эту модель называют «народным» трактором. Положительно то, что мы это дело организовали в кризис, когда росла безработица, уменьшались зарплаты, когда даже сам РУП «МТЗ» испытывал недостаток в финансовых средствах. Мы сумели создать рабочие места, наладить качественную сборку техники и ее последующий сбыт. Сейчас тесно работаем с ОАО «Россельхозбанк». Мы вошли в реестр этого банка, и, покупая технику у нас, сельхозпроизводитель получает бюджетные субсидии на покрытие части процентной ставки по кредиту.
ОАО «Смолспецтех» создано в рамках реализации положений Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли от 30 января 2009 года. Сегодня «Смолспецтех» осуществляет мелкоузловую сборку тракторов «Беларус 82.1-СМ» по лицензии РУП «МТЗ», а также дорожно-строительную и коммунальную технику на базе трактора «Беларус 82.1-СМ» и трактора «Беларус 320-СМ».
11 января этого года «Смолспецтех» запустил вторую производственную смену. А 10 марта на предприятии уже отмечали выпуск 1800-го трактора.
– Заказы на машины расписаны на несколько недель вперед, -рассказывает Леонид Кальницкий. – В 2009 году мы выпустили всего несколько десятков тракторов, в 2010-м – уже 1281 трактор, а в 2011-м планируем собрать до трех тысяч машин, если все пойдет по намеченному плану. Вначале у нас на предприятии было 16 человек, сегодня здесь трудятся почти 80 специалистов. В 2009 году мы закупили у МТЗ тракторокомплектов для сборки на 22,8 млн российских рублей, в 2010 году эта цифра выросла до 529 млн. В этом году сумма закупок может превысить уже миллиард рублей. Из поставляемых комплектов мы собираем машины и продаем с небольшой наценкой через сбытовую систему МТЗ. Платим налоги и в областной, и в федеральный бюджеты. Например, в 2009 году мы заплатили НДС в размере 6 млн рублей, в 2010-м – уже свыше 100 млн. За два года значительно выросла и заработная плата наших сотрудников, которая считается весьма достойной по меркам региона.
– Когда мои друзья узнали, что такое предприятие открывается у нас в Смоленске, они были очень удивлены, – говорит мастер сборочного цеха ОАО «Смолспецтех» Валентин Паршенков. – Мне очень нравится, что налажено такое тесное сотрудничество с белорусами. Существование Союзного государства – фактор положительный. У нас на предприятии работает много белорусов, и даже на уровне коллектива ощущается, что Беларусь и Россия – братья и соратники.
Но специалисты «Смолспецтеха» не хотят ограничиваться только продажей тракторов. Они хотели бы организовать в Смоленске нечто вроде супермаркета сельхозтехники, чтобы покупатель, приехав сюда, мог приобрести технику, прицепное и навесное оборудование, запчасти, получить сервисное обслуживание и даже обучить своих механизаторов. Беларусь находится близко и такая площадка могла бы стать стратегическим пунктом для продвижения белорусской техники на российский рынок. С этим согласны представители белорусских предприятий и госучреждений, которые являются частыми гостями «Смолспецтеха». Очевидно, что будущее – за комплексным обслуживанием клиента. Сейчас, к сожалению, за этим многие едут в Москву, в то время как и в регионах можно создать все, что необходимо потребителям. «Смолспецтех» планирует также организовать логистический центр с множеством большегрузных машин, чтобы быстро доставлять выпускаемую технику в другие регионы.
– В первую смену каждые 45 минут с нашего конвейера сходит один трактор, – продолжает Леонид Кальницкий. – Специалисты высшей категории проводят его обкатку, проверяют, как работают различные системы машины. Затем они сдают трактор в отдел технического контроля, который тестирует его по целому перечню параметров. Контролю уделяется особое внимание, ведь конкуренция на рынке серьезная и нужно, что называется, держать марку. Гарантийные обязательства несем мы, а не МТЗ, поэтому нам важно отправить на продажу технику, которая не подведет. Стоит отметить, что тракторокомплекты, которые поставляет нам МТЗ, сделаны из российского металла и ряд узлов там также производства РФ, поэтому наш смоленский трактор можно по праву считать союзной продукцией.
Николай АЛЕКСЕЕВ