Экономический интерес – движущая сила Союзного строительства
На заседании в Твери члены комиссии Парламентского Собрания по экономической политике наряду с обсуждением предварительных итогов исполнения бюджета Союзного государства за 2010 год рассмотрели предложения республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по подготовке проектов программ Союзного государства с целью их реализации в 2012-2013 годах, а также обсудили ход подготовки нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства.
Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Виктор Толкачев отметил, что цифры исполнения бюджета Союзного государства за прошлый год подтверждают, что Беларуси и России выгодно с экономической точки зрения участие в союзных проектах и программах.
Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Альберт Степанов также доволен результатами исполнения бюджета в 2010 году. Так, исполнение расходной части бюджета по произведенному финансированию на 1 января 2011 года составило 5444,2 млн российских рублей, или 97,3% к бюджетным назначениям, а исполнение кассовых расходов составило 5355,8 млн российских рублей, или 95,7% к бюджетным назначениям.
Исполнение расходной части бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации составило 3435,7 млн российских рублей (97,3% годовых бюджетных назначений), на территории Республики Беларусь – 2008,5 млн российских рублей (94,2% годовых бюджетных назначений).
Исполнение расходной части бюджета за 2010 год – 97,3%, кассовое исполнение – 95,7%.
Виктор Толкачев подчеркнул, что достижение высокого уровня исполнения бюджета в 2010 году оказалось возможным в результате проведенной работы по устранению недостатков в организации бюджетного процесса, отмеченных контрольными органами, и усилению взаимодействия Постоянного Комитета и комиссий Парламентского Собрания с государственными заказчиками программ и мероприятий.
В свою очередь, начальник отдела промышленной политики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Борис Безлепкин рассказал, что в 2011 году ожидается внесение на утверждение Совета Министров Союзного государства проектов двух программ Союзного государства, включенных в примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации. «Дезактивация и переработка радиоактивных отходов, образующихся при эксплуатации атомных электростанций» и «Интеллектуальные инновационные технологии и системы в науке, образовании и экономике». Проектами концепций указанных программ Союзного государства предусмотрено, что они будут финансироваться из бюджета Союзного государства с 2012 года. «Особого беспокойства по поводу их согласования нет. Однако мы опять сталкиваемся с относительной пассивностью органов исполнительной власти, их нежеланием брать ответственность», – отметил Борис Безлепкин. По его словам, на сегодняшний день достигнута принципиальная договоренность о сооружении АЭС и окончании строительства в 2016 году. «Пятилетнюю программу по переработке радиоактивных отходов необходимо запустить до окончания строительства станции, то есть чем раньше, тем лучше. Однако государственный заказчик – Росатом – будет ориентировать бюджетную заявку только с 2013 года. Это означает, что при самом благоприятном раскладе включить заявку в бюджет Союзного государства удастся только в 2013 году», – отметил он. Поэтому члены комиссии согласились, что необходимо лоббировать изменение сроков согласования программы.
Еще одним вопросом комиссии стала информация Постоянного Комитета Союзного государства о проделанной работе по исполнению Плана мероприятий по разработке нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства. Было решено заслушать этот вопрос на очередной сессии Парламентского Собрания.
Подводя итоги заседания, Виктор Толкачев сказал, что у Союзного государства есть все основания для стабильного и перспективного развития. Причем Союзное государство может стать основой для будущего объединения уже не двух, а трех стран – Беларуси, России и Казахстана, которые после экономического объединения придут к более тесному взаимодействию и в социальной, и в культурной, и в политической сферах.