Чтобы проекты не стали прожектами
Олег КОСЕНКО, руководитель Центра теории социального государства Института социальной политики Академии труда и социальных отношений РФ:
Главной целью концепции было определить стратегическое направление в развитии экономики – это формирование инновационной экономики. Первое впечатление после принятия решения было таким: это какая-то авантюра. Потому что действительно на повестке оставалась масса нерешенных проблем, и вдруг объявляется о том, что мы строим инновационную экономику. Несмотря на все сложности 90-х годов, перестройки, внедрения рыночной экономики, государственная экономика уступила свое место, поэтому появился интерес к поискам, к новым решениям, попыткам выйти на мировой рынок. В чем же заключалась идея концепции? Возможно, пока западные развитые страны ищут пути решения проблем в условиях кризиса и резко сбавили экономический рост и свое развитие, мы сделаем рывок при наличии инновационных проектов и сможем их догнать, а может, даже перегнать. Вот как это все объяснялось.
Но прошло чуть более двух лет. Мы видим, что особых изменений нет, потому что не учитывается специфика решения проблем инновационного развития. Центр, который я представляю, получил от руководства задание изучить опыт прежде всего развитых стран: что там происходит, как происходит, как они решают эти проблемы. Мы исследовали все детально. Главные выводы нашего исследования показали, что сегодня две трети мирового ВВП создается интеллектуальным трудом. Сегодня в развитых странах бал правят в основном транснациональные компании, как правило – высокотехнологичные. Это те компании, где применяются высокие технологии. И сами компании не только их применяют – они их производят для продажи технологий в виде патентов. Кстати, Китай сейчас активно идет по этому пути. Сначала он только закупал готовые проекты. Но это невыгодно, потому что 80% прибыли надо отдать патентодержателю. Но ситуация стала меняться следующим образом. Наше исследование показало, что инновационные проекты реализовывать можно. А также можно создавать инновации, на их основе производить высококачественную продукцию, только при одном условии – должны быть высококвалифицированные кадры. Если их нет, все разговоры об инновациях сразу становятся бессмысленными.
Недавно я присутствовал на научно-практической конференции Российского союза промышленников и предпринимателей. Это российское объединение крупного капитала. Главный вопрос на повестке дня – где взять квалифицированные кадры? Крупные компании не знают, где взять эти кадры. Официальная статистика свидетельствует: 5 миллионов высококвалифицированных кадров из России уехали и прекрасно себя чувствуют, работая в западных компаниях. 200 тысяч молодых ученых, как было объявлено на сессии Российской академии наук, талантливых молодых информатиков, математиков, физиков и других специалистов тоже уехали на Запад, работают в отличных фирмах. Как вернуть этих специалистов на родину? В мае 2010 года принят специальный закон, который позволяет нашим предпринимателям нанимать высококвалифицированных специалистов из-за рубежа на срок до трех лет. Заключается контракт, работодатель обязуется создать все необходимые условия для его работы, оформить вид на жительство и так далее. Все делается так, как это делалось несколько лет назад в западном мире.
Какие-то подвижки в этом плане очевидны. Н что показывает жизнь? Обратите внимание на то, что все развитые страны одновременно являются социальными государствами. Сегодня цель социального государства – проводить политику по обеспечению достойной жизни населению. Поэтому государство сегодня создает условия, при которых бизнес начинает активно разрабатывать технологии и, значит, вкладывает средства прежде всего в персонал, в развитие инноваций, природоохранную политику – в общем, проводит добросовестную деловую практику. И если мы обратимся к статистике развитых стран, выясняется, что сегодня от 50 до 70% финансирования науки идет из бизнес-структур. Именно компании тратят львиную долю на поддержку научных проектов. У нас же люди выступают с презентацией блестящих проектов в надежде получить бюджетные деньги. Этот подход мне кажется наивным, потому что бюджетных денег не хватает как в Беларуси, так и в России, более того, сохраняется масса труднорешаемых социальных проблем. На некоторые проекты, которые имеют сверхважное значение, конечно, найдутся деньги. В основном надо делать ставку на бизнес. Необходимо создать такие условия, когда у бизнеса проснется интерес к инновациям, когда люди бизнеса поймут, что без инноваций делать на мировом рынке нечего – велик риск проиграть конкуренцию.
Наш российский бизнес весь ориентирован на внутренний рынок. На внешнем, мировом, рынке ему делать нечего: доля продукции наших компаний на нем составляет около 1%. Поэтому эту систему необходимо кардинально менять. Многое зависит от государства, его политики, стимулов, налоговой политики. За этим всем нужно следить прежде всего институтам гражданского общества, профсоюзам, другим общественным организациям – надо менять эту ситуацию.
Надо создать условия для формирования и развития социально-ответственного бизнеса в Союзном государстве. В западных странах существует, так называемый, коэффициент нормы зарплаты для социально-ответственных компаний. Что он подразумевает? 75% очищенного дохода предприятия идет в фонд оплаты труда. Надо формировать, воспитывать социально-ответственный бизнес.
По этому пути Запад идет всего 20 лет. У нас примерно 5 лет Торгово-промышленная палата, РСПП занимаются этим вопросом. Но здесь нужны законодательство, правовая база и налоговые стимулы, предстоит большая работа по формированию и развитию социально-ответственного бизнеса. Без этого все наши проекты становятся прожектами. Никакого инновационного прорыва не будет, если мы не найдем компании, жизненно заинтересованные в реализации тех проектов, которые были представлены на нынешнем семинаре.