Каким будет современное образование
Елена ЖИВИЦКАЯ, проректор по учебной работе и менеджменту качества Белорусского государственного университета информатики и электроники:
Итак, первый вопрос – это опыт инновационной подготовки специалистов. Наш университет перешел на новые образовательные стандарты в 2008 году. В разработке этих стандартов приняли участие в том числе и представители организаций реального сектора экономики. Мы разработали новую модель выпускника. Основная особенность состоит в том, что образование нацелено на практико-ориентированную подготовку.
В рамках этой новой подготовки специалистов мы осуществляем сотрудничество с организациями реального сектора экономики. Сюда относится создание филиалов кафедр и учебных научно-производственных лабораторий, участие представителей потребителей выпускников в различных системах мониторинга, долгосрочные договоры о сотрудничестве, проведение различных дополнительных курсов, предоставление производственных мощностей предприятий нашим студентам, выделение грантов и стипендий лучшим студентам и многое другое.
В настоящее время в нашем университете создано 25 филиалов кафедр. Особенность филиала кафедры состоит в том, что непосредственно на предприятии наши студенты имеют возможность выполнять различные лабораторные работы на конкретном оборудовании. Кроме того, наши студенты в этих организациях имеют возможность проходить практику, выполнять дипломное проектирование. И кроме студентов в том числе на филиалах кафедры имеют возможность работать наши аспиранты и магистранты.
Кроме филиалов кафедр у нас создан ряд совместных лабораторий. Лаборатории, в отличие от филиалов, находятся на территории университета. Учащиеся имеют возможность выполнять различные научные исследования. Кроме того, представители бизнеса имеют возможность на современном оборудовании проводить различные дополнительные семинары и занятия для наших студентов. Эти лаборатории достаточно мощно оборудованы.
Я хочу обратить внимание на то, что лаборатории – это не только современное вычислительное оборудование, но и различные лабораторные стенды, а также телекоммуникационное оборудование.
Одной из форм сотрудничества является создание различных центров. Так, в настоящий момент у нас создан образовательный центр National Instruments, филиал сетевой академии Cisco, центр компетенции SUP, центр компетенции Microsoft.
В действительности каждый центр имеет свои специфические функции, начиная с подготовки сертифицированных специалистов и выдачи соответствующих сертификатов и заканчивая созданием бизнес-инкубатора, который у нас совсем недавно начал свою деятельность.
Кроме того, у нас создана электронная библиотека, что также можно отнести к инновационным средствам обучения. В электронной библиотеке силами наших сотрудников разработано за последние 3 года 707 электронных учебно-методических комплексов. И мы сейчас имеем возможность всем нашим первокурсникам вручать диски, на которых сгруппированы все комплексы по первому курсу. Все лекционные работы, все лабораторные работы, практические занятия доступны для студента. Таким образом, студент, даже если он что-то пропустил по разным причинам, может все изучить дистанционно, пользуясь компьютером.
В нашей библиотеке открыт доступ к wi-fi для студентов, создана сеть, к которой подключено достаточно большое количество компьютеров. Сейчас разрабатывается возможность создания систем видеотелеконференц-связи, она уже частично разработана у нас и находится в стадии доработки. Так, недавно мы проводили международную конференцию и использовали эти услуги видеотелеконференц-связи. У нас было на связи одновременно несколько белорусских университетов, а также подключались МГТУ им. Баумана и даже университеты Испании. Таким образом, не было необходимости устраивать очную конференцию.
Наш университет сотрудничает с университетами Российской Федерации в рамках 9 проектов. Выполняются программы Союзного государства «Нанотехнологии и космос» и проекты по соглашению о сотрудничестве с Российским фондом фундаментальных исследований: «Микро- и наноэлектроника», «Новые перспективные материалы» и другие. В настоящий момент у нас обучается около 70 граждан Российской Федерации. С пятнадцатью вузами мы заключили договор о сотрудничестве. Кроме того, мы активно сотрудничаем в рамках подготовки кадров для ядерной энергетики.
Также мы сотрудничаем с предприятиями Росатома. Наши сотрудники проходят достаточно много различных стажировок в рамках программ подготовки кадров в области ядерной энергетики. Например, у нас создается совместно с Российской Федерацией ряд лабораторий.