Опыт союзного строительства востребован на всех уровнях интеграции
Главные касаются торгово-экономического сотрудничества и новых производственных программ. Кроме союзных проблем – взаимодействие в энергетике и социальной сфере, межправительственные соглашения о строительстве первой белорусской АЭС, сотрудничестве в сфере освоения космоса и Арктики. Накануне заседания союзного правительства мы встретились с Государственным секретарем Союзного государства Павлом Бородиным и попросили его прокомментировать ситуацию в союзном строительстве.
– В первых числах марта я провел две рабочие встречи, – пояснил Павел Павлович. – В Москве встретился с председателем союзного правительства, российским премьером Владимиром Путиным и доложил ему о степени проработанности и готовности повестки дня, а затем провел рабочую встречу с белорусским премьером Михаилом Мясниковичем.
Надо сказать, оба руководителя с большим вниманием выслушали доклад. К примеру, Владимир Путин обратил мое внимание на то обстоятельство, что 15 марта кроме заседания союзного Совмина в Минске состоится и встреча трех премьеров – Беларуси, России и Казахстана, посвященная работе Таможенного союза и формированию Единого экономического пространства. Российский премьер подчеркнул, что по всем спорным проблемам белорусско-российских отношений нужно искать решения, которые устроят обе стороны. Ведь площадка союзного строительства – это полигон, на котором отрабатываются опыт и практика, которые затем будут распространяться на другие интеграционные образования, в частности Таможенный союз.
К слову, эту встречу с Владимиром Путиным, посвященную союзному строительству, детально осветили все федеральные телеканалы и отметили, что разговор с Владимиром Владимировичем был полноценным анализом тех действий и решений, которые нужно сделать, чтобы, как отметил премьер, «заседание прошло результативно».
С Премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем мы обсуждали не только готовность повестки Совмина, но и говорили о перспективах союзного строительства в целом. Сейчас продолжается обсуждение проекта Концепции аграрной политики Союзного государства, и Михаил Владимирович высказал несколько соображений на эту тему. Я с ними в принципе согласен – в аграрной сфере действительно необходимо прогнозировать совместные действия не на год или два, а на три-пять лет. Еще белорусский премьер отметил, что «во всем, что касается аграрной политики, надо смотреть балансы производства и потребления, совместные рынки, чтобы мы не работали вслепую».
Мы с Михаилом Мясниковичем обсудили еще одну важную тему. Я высказал предположение, что нужно вернуться к ежеквартальной практике проведения союзных Совминов. Такие регулярные встречи помогут более эффективно использовать ресурсы союзного бюджета. Белорусский премьер с этим согласен. Вместе с тем было бы правильным, и эту идею мы тоже обсудили с Михаилом Мясниковичем, чтобы часть вопросов, которые периодически возникают в ходе союзного строительства, могли решаться в рабочем порядке – это снизит фактор «бюрократических проволочек». Он такие подходы поддержал и, более того, высказал мнение, что для повышения эффективности союзного строительства необходимо пересмотреть уровень полномочий Посткома, приведя его в соответствие с Договором о создании Союзного государства Беларуси и России.
Каждое заседание Совмина Союзного государства – это веха союзного строительства. К рабочей встрече правительства тщательно готовятся и в Беларуси, и в России. Так, в Минске правительство провело два заседания с участием министров. Все это делалось для того, чтобы белорусско-российские отношения наполнялись конкретными экономическими проектами. «Будет работать экономика – и в остальных сферах все будет нормально», – под таким девизом, рассказал мне Михаил Мясникович, в Беларуси готовились к проведению союзного Совмина.
Повестка заседания была проработана экспертами министерств и ведомств настолько тщательно, что нерешенных вопросов перед союзным Совмином просто не осталось. Подготовка встречи контролировалась и координировалась Постоянным Комитетом Союзного государства, все вопросы детально прорабатывались как на заседании совместных коллегий, так и на двусторонних встречах. Главные вопросы, которые будут обсуждаться на Совмине, – это анализ выполнения Плана совместных действий правительств Республики Беларусь и Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, вопросы о балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2011 год.
Чтобы точнее оценить уровень нашего взаимодействия, давайте посмотрим на цифры товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Беларусь: в 2010 году он составил 27874,3 млн долларов США, в том числе экспорт России в Беларусь – 18058,2 млн долларов США (рост на 8%), импорт – 9816,1 млн долларов США (рост на 46,1%). А общий рост товарооборота по сравнению с 2009 годом составил 18,9%. Увеличение товарооборота обусловлено как ростом цен на поставляемые товары, так и ростом физических объемов поставок. Смотрим дальше: доля России в товарообороте Беларуси в 2010 году составила 46,4%, в экспорте республики – 38,9%, в импорте – 51,8%. Доля Беларуси в товарообороте России со всеми странами мира составила 4,5% (шестое место), в том числе в экспорте – 4,6%, в импорте – 4,3%. Россия продолжает оставаться наиболее важным рынком для национальной экономики Беларуси. На долю России приходилось около 46,4% внешнеторгового оборота Беларуси, 38,9% всего белорусского экспорта и 51,8% импорта. Беларусь также является одним из основных торговых партнеров России и, по итогам 2010 года, занимает второе место во внешнеторговом обороте России со странами СНГ и шестое место – среди основных торговых партнеров Российской Федерации.
По итогам 2010 года, в торговле двух стран образовался большой разрыв в соотношении темпов роста российского экспорта (8%) и белорусского экспорта (46,1%). Несмотря на выполнение согласованного комплекса мер по минимизации негативных последствий финансово-экономического кризиса на текущее состояние двусторонней торговли, продолжение работы по совершенствованию интеграционного взаимодействия двух стран в экономической сфере, а также переход к взаимодействию в новом формате Таможенного союза, восстановления докризисного уровня товарооборота Республики Беларусь и Российской Федерации в 2010 году достигнуть не удалось.
Таким образом, существует еще нереализованный потенциал для дальнейшего увеличения взаимного товарооборота.
Для дальнейшего наращивания объемов внешней торговли было бы целесообразно задействовать потенциал научно-технического и производственного взаимодействия в рамках Союзного государства для организации производства инновационной и высококонкурентоспособной продукции и ее совместного продвижения на рынки третьих стран. Здесь просто необходимо использовать преимущества, создаваемые для Беларуси и России в рамках Таможенного союза и формируемого Единого экономического пространства.
Между тем считаю крайне принципиальным вопросом для экономики Союзного государства разработку ежегодных прогнозов социально-экономического развития и прогнозов на среднесрочную перспективу. Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах прогнозы социально-экономического развития не разрабатывались: в 2009-м Минэкономразвития РФ и Министерство экономики Беларуси ограничились представлением информации об оценках основных параметров прогноза, которая была принята Советом Министров Союзного государства к сведению.
Уроки из опыта извлечены: Минэкономразвития России высказалось за необходимость разработки прогноза социально-экономического развития Союзного государства до 2013 года с учетом итогов работы по формированию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана – этот вопрос включен в повестку заседания Совета Министров Союзного государства.
Действительно, Таможенный союз и формирование Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана ставят перед Союзным государством новые задачи. Ведь не секрет, что многие вопросы, которые в рамках «тройки» еще только будут решаться, уже активно внедрены в жизнь Союзного государства.
Еще накануне заседания Совмина Михаил Мясникович отметил необходимость гармонизации нормативной базы и всего комплекса решений, реализуемых в рамках Таможенного союза и Союзного государства. Такой подход, по мнению белорусского премьера, требует от Постоянного Комитета Союзного государства более активной позиции, поскольку решения комиссии Таможенного союза носят обязательный характер для исполнения государств-участников. Комиссия Таможенного союза, как известно, фактически наднациональный орган, а Постком – координационный. «Наша позиция – распространить наработанный интеграционный белорусско-российский опыт на практику Таможенного союза, а самим двигаться дальше», – полагаю, с этим мнением белорусского премьера спорить никто не будет.
Для того чтобы провести ревизию наработанного нормативного массива, Постоянный Комитет Союзного государства сформировал рабочую группу из представителей заинтересованных министерств и ведомств России и Беларуси для проведения анализа выполнения международных договоров в экономической сфере, заключенных между Республикой Беларусь и Российской Федерацией с 1992 года, – чтобы актуализировать договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества в экономической сфере, с учетом проводимой работы по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана.
Уже состоялось четыре таких заседания, рабочей группой подготовлен Отчет о проделанной работе, который будет рассмотрен на Совмине 15 марта.
Отдельно остановлюсь на вопросе утверждения программы Союзного государства по разработке интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства» («СтандартизацияСГ»). Этот вопрос насущный в свете того, что 2011 год в России провозглашен Годом космоса – в честь 50-летия полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Сегодня для России и Союзного государства крайне важно не только удержать былые позиции в освоении космоса, но и выйти на новые рубежи.
В этом – цель реализации союзной программы по разработке интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства. Программа разработана Федеральным космическим агентством и Национальной академией наук Беларуси и рассчитана на период до 2014 года. Новый союзный проект нацелен на обеспечение единых нормативно-технических требований и правил в области космической техники. Для чего нужно разработать на основе уже действующих ведомственных систем стандартизации Роскосмоса и НАН Беларуси интегрированную систему стандартизации космической техники.
При разработке нормативных документов в области стандартизации будет максимально учтен существенный научно-технический потенциал белорусских организаций в области оптико-электронных средств, разработки программного обеспечения и электронно-вычислительной техники, средств обработки и отображения информации, создания материалов с заданными свойствами. Использование гармонизированных нормативных документов в области стандартизации и сертификации космической техники позволит обеспечить конкурентоспособность космической техники, создаваемой как в рамках программ и проектов Союзного государства, так и в рамках национальных космических программ.
Реализация Программы будет способствовать решению первоочередных задач в интересах России и Беларуси, изложенных в Договоре о создании Союзного государства, в части использования единого научно-технического пространства России и Беларуси для реализации преимуществ интеграции научных достижений в области создания космической техники с использованием единых требований и правил.
Разработка и реализация Программы отвечают национальным интересам Беларуси и России по развитию высоких технологий. Это содействие дальнейшему взаимовыгодному и равноправному сотрудничеству по созданию единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союзного государства. Будут созданы предпосылки для поддержания лидирующих позиций России в области космической техники, сокращению расходов на ее создание и эксплуатацию, а также созданию основ космической отрасли и новых производств Беларуси. Цена вопроса – 181500,0 тыс. рублей, в том числе в объемах долевого отчисления Российской Федерации – 117900,0 тыс. рублей, в объемах долевого отчисления Республики Беларусь – 63600,0 тыс. рублей.
Между тем вопросы освоения средств бюджета Союзного государства, выделяемых на реализацию совместных программ, не раз становились темой нелицеприятных дискуссий на союзных Совминах. Так, эта тема обсуждалась в прошлом году на заседаниях союзного правительства 16 марта и 15 октября. При этом отмечалось неудовлетворительное освоение выделяемых средств на общие проекты. Критика возымела действие: в результате принятых мер уровень освоения средств, выделенных из союзного бюджета на реализацию совместных программ и мероприятий Союзного государства, существенно вырос. Так, по состоянию на 1 января 2011 года по всем видам расходов финансирование составило в 2010 году 97,3% от запланированных расходов в соответствии с бюджетной росписью на I-IV кварталы 2010 года. При этом доля Российской Федерации в финансировании расходов составила 99,2%, а доля Республики Беларусь – 94,2%.
Процент кассового исполнения расходов к бюджетной росписи составил в целом 95,7. При этом кассовое исполнение расходов на территории Российской Федерации составило 96,6%, на территории Республики Беларусь – 94,2%.
Такой уровень освоения средств бюджета Союзного государства достигнут впервые: к примеру, исполнение кассовых расходов в 2008 году составило 84,2%, а в 2009-м – 87,4%.
Не менее важными для поступательного союзного строительства будут, полагаю, и такие вопросы, вынесенные на рассмотрение Совмина, как отчет Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики, об участии Союзного государства в мероприятиях, посвященных 20-летию образования СНГ, и другие насущные проблемы, которые стоят сегодня на союзной повестке дня.