САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Опыт союзного строительства востребован на всех уровнях интеграции

Главные касаются торгово-экономического сотрудничества и новых производственных программ. Кроме союзных проблем –  взаимодействие в энергетике и социальной сфере,  межправительственные соглашения о строительстве первой белорусской АЭС, сотрудничестве в сфере освоения космоса и Арктики. Накануне  заседания  союзного  правительства  мы  встретились с  Государственным секретарем Союзного государства Павлом  Бородиным и  попросили  его  прокомментировать  ситуацию  в  союзном  строительстве.  

В повестке очередного Совета Министров СГ – около сорока вопросов. Главные касаются торгово-экономического сотрудничества и новых производственных программ. Кроме союзных проблем – взаимодействие в энергетике и социальной сфере, межправительственные соглашения о строительстве первой белорусской АЭС, сотрудничестве в сфере освоения космоса и Арктики. Накануне заседания союзного правительства мы  встретились с Государственным секретарем Союзного государства Павлом Бородиным и попросили его  прокомментировать ситуацию в союзном строительстве.  

– В первых числах марта я провел две рабочие встречи, – пояснил Павел Павлович. – В Москве встретился с председателем союзного правительства, российским премьером Владимиром Путиным и доложил ему о степени проработанности и готовности повестки дня, а затем провел рабочую встречу с белорусским премьером Михаилом Мясниковичем.
Надо сказать, оба руководителя с большим вниманием выслушали доклад. К примеру, Владимир Путин обратил мое внимание на то обстоятельство, что 15 марта кроме заседания союзного Совмина в Минске состоится и встреча трех премьеров – Беларуси, России и Казахстана, посвященная работе Таможенного союза и формированию Единого экономического пространства. Российский премьер подчеркнул, что по всем спорным проблемам белорусско-российских отношений нужно искать решения, которые устроят обе стороны. Ведь площадка  союзного строительства – это полигон, на котором отрабатываются опыт и практика, которые затем будут распространяться на другие интеграционные образования, в частности Таможенный союз.
К слову, эту встречу с Владимиром Путиным, посвященную союзному строительству, детально осветили все федеральные телеканалы и отметили, что разговор с Владимиром Владимировичем был полноценным анализом тех действий и решений, которые нужно сделать, чтобы, как отметил премьер, «заседание прошло результативно».
С Премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем мы обсуждали не только готовность повестки Совмина, но и говорили о перспективах союзного строительства в целом. Сейчас продолжается обсуждение проекта Концепции аграрной политики Союзного государства, и Михаил Владимирович высказал несколько соображений на эту тему. Я с ними в принципе согласен – в аграрной сфере действительно необходимо прогнозировать совместные действия не на год или два, а на три-пять лет. Еще белорусский премьер отметил, что «во всем, что касается аграрной политики, надо смотреть балансы производства и потребления, совместные рынки, чтобы мы не работали вслепую».
Мы с Михаилом Мясниковичем обсудили еще одну важную тему. Я высказал предположение, что нужно вернуться к ежеквартальной практике проведения союзных Совминов. Такие  регулярные встречи помогут  более эффективно использовать ресурсы  союзного бюджета. Белорусский премьер с этим согласен. Вместе с тем было бы правильным, и эту идею мы тоже обсудили с Михаилом Мясниковичем, чтобы часть вопросов, которые периодически возникают в ходе союзного строительства, могли решаться в рабочем порядке – это снизит фактор «бюрократических проволочек». Он такие подходы поддержал и, более того, высказал мнение, что для повышения эффективности союзного строительства необходимо пересмотреть уровень полномочий Посткома, приведя его в соответствие с Договором о создании Союзного государства Беларуси и России.
Каждое заседание Совмина Союзного государства – это веха союзного строительства. К рабочей встрече правительства тщательно готовятся и в Беларуси, и в России. Так, в Минске правительство провело два заседания с участием министров. Все это делалось для того, чтобы белорусско-российские отношения наполнялись конкретными экономическими проектами. «Будет работать экономика – и в остальных сферах все будет нормально», – под таким девизом, рассказал мне Михаил Мясникович, в Беларуси готовились к проведению союзного Совмина.
Повестка заседания была проработана экспертами министерств и ведомств настолько тщательно, что нерешенных вопросов перед союзным Совмином просто не осталось. Подготовка встречи контролировалась и координировалась Постоянным Комитетом Союзного государства, все вопросы детально прорабатывались как на заседании совместных коллегий, так и на двусторонних встречах. Главные вопросы, которые будут обсуждаться на Совмине, – это анализ выполнения Плана совместных действий правительств Республики Беларусь и Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, вопросы о балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2011 год.
Чтобы  точнее  оценить  уровень  нашего  взаимодействия, давайте  посмотрим  на  цифры   товарооборота  между Российской Федерацией и Республикой Беларусь: в 2010 году он составил 27874,3 млн долларов США, в том числе экспорт России в Беларусь – 18058,2 млн долларов США (рост на 8%), импорт – 9816,1 млн долларов США (рост на 46,1%). А общий рост товарооборота по сравнению с 2009 годом составил 18,9%. Увеличение товарооборота обусловлено как ростом цен на поставляемые товары, так и ростом физических объемов поставок. Смотрим  дальше: доля России в товарообороте Беларуси в 2010 году составила 46,4%, в экспорте республики – 38,9%, в импорте – 51,8%. Доля Беларуси в товарообороте России со всеми странами мира составила 4,5% (шестое место), в том числе в экспорте – 4,6%, в импорте – 4,3%. Россия продолжает оставаться наиболее важным рынком для национальной экономики Беларуси. На долю России приходилось около 46,4% внешнеторгового оборота Беларуси, 38,9% всего белорусского экспорта и 51,8% импорта. Беларусь также является одним из основных торговых партнеров России и, по итогам 2010 года, занимает второе место во внешнеторговом обороте России со странами СНГ и шестое место – среди основных торговых партнеров Российской Федерации.
По итогам 2010 года, в торговле двух стран образовался большой разрыв в соотношении темпов роста российского экспорта (8%) и белорусского экспорта (46,1%). Несмотря на выполнение согласованного комплекса мер по минимизации негативных последствий финансово-экономического кризиса на текущее состояние двусторонней торговли, продолжение работы по совершенствованию интеграционного взаимодействия двух стран в экономической сфере, а также переход к взаимодействию в новом формате Таможенного союза, восстановления докризисного уровня товарооборота Республики Беларусь и Российской Федерации в 2010 году достигнуть не удалось.
Таким образом, существует еще нереализованный потенциал для дальнейшего увеличения взаимного товарооборота.
Для дальнейшего наращивания объемов внешней торговли было бы целесообразно задействовать потенциал научно-технического и производственного  взаимодействия в рамках Союзного государства для организации производства инновационной и высококонкурентоспособной продукции и ее совместного продвижения на рынки третьих стран. Здесь просто необходимо использовать преимущества, создаваемые для Беларуси и России в рамках Таможенного союза и формируемого Единого экономического пространства.
Между тем считаю крайне принципиальным вопросом для экономики Союзного государства разработку ежегодных прогнозов социально-экономического развития и прогнозов на среднесрочную перспективу. Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах прогнозы социально-экономического развития не разрабатывались: в 2009-м Минэкономразвития РФ и Министерство экономики Беларуси ограничились представлением информации об оценках основных параметров прогноза, которая была принята Советом Министров Союзного государства к сведению.
Уроки из опыта извлечены: Минэкономразвития России высказалось за необходимость разработки прогноза социально-экономического развития Союзного государства до 2013 года с учетом итогов работы по формированию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана – этот вопрос включен в повестку заседания Совета Министров Союзного государства.
Действительно, Таможенный союз и формирование Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана ставят перед Союзным государством новые задачи. Ведь не секрет, что многие вопросы, которые в рамках «тройки» еще только будут решаться, уже активно внедрены в жизнь Союзного государства.
Еще накануне заседания Совмина Михаил Мясникович отметил необходимость гармонизации нормативной базы и всего комплекса решений, реализуемых в рамках Таможенного союза и Союзного государства. Такой подход, по мнению белорусского премьера, требует от Постоянного Комитета Союзного государства более активной позиции, поскольку решения комиссии Таможенного союза носят обязательный характер для исполнения государств-участников. Комиссия Таможенного союза, как известно, фактически наднациональный орган, а Постком – координационный. «Наша позиция – распространить наработанный интеграционный белорусско-российский опыт на практику Таможенного союза, а самим двигаться дальше», – полагаю, с этим мнением белорусского премьера спорить никто не будет.
Для того чтобы провести ревизию наработанного нормативного массива, Постоянный Комитет Союзного государства сформировал рабочую группу из представителей заинтересованных министерств и ведомств России и Беларуси для проведения анализа выполнения международных договоров в экономической сфере, заключенных между Республикой Беларусь и Российской Федерацией с 1992 года, – чтобы актуализировать договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества в экономической сфере, с учетом проводимой работы по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана.
Уже состоялось четыре таких заседания, рабочей группой подготовлен Отчет о проделанной работе, который будет рассмотрен на Совмине 15 марта.
Отдельно остановлюсь на вопросе утверждения программы Союзного государства по разработке интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства» («СтандартизацияСГ»). Этот вопрос насущный в свете того, что 2011 год в России провозглашен Годом космоса – в честь 50-летия полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Сегодня для России и Союзного государства крайне важно не только удержать былые позиции в освоении космоса, но и выйти на новые рубежи.
В этом – цель реализации союзной программы по разработке интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства. Программа разработана Федеральным космическим агентством и Национальной академией наук Беларуси и рассчитана на период до 2014 года. Новый союзный проект нацелен на обеспечение единых нормативно-технических требований и правил в области космической техники. Для чего нужно разработать на основе уже действующих ведомственных систем стандартизации Роскосмоса и НАН Беларуси интегрированную систему стандартизации космической техники.
При разработке нормативных документов в области стандартизации будет максимально учтен существенный научно-технический потенциал белорусских организаций в области оптико-электронных средств, разработки программного обеспечения и электронно-вычислительной техники, средств обработки и отображения информации, создания материалов с заданными свойствами. Использование гармонизированных нормативных документов в области стандартизации и сертификации космической техники позволит обеспечить конкурентоспособность космической техники, создаваемой как в рамках программ и проектов Союзного государства, так и в рамках национальных космических программ.
Реализация Программы будет способствовать решению первоочередных задач в интересах России и Беларуси, изложенных в Договоре о создании Союзного государства, в части использования единого научно-технического пространства России и Беларуси для реализации преимуществ интеграции научных достижений в области создания космической техники с использованием единых требований и правил.
Разработка и реализация Программы отвечают национальным интересам Беларуси и России по развитию высоких технологий. Это  содействие дальнейшему взаимовыгодному и равноправному сотрудничеству по созданию единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союзного государства. Будут созданы предпосылки для поддержания лидирующих позиций России в области космической техники, сокращению расходов на ее создание и эксплуатацию, а также созданию основ космической отрасли и новых производств Беларуси. Цена вопроса – 181500,0 тыс. рублей, в том числе в объемах долевого отчисления Российской Федерации – 117900,0 тыс. рублей, в объемах долевого отчисления Республики Беларусь – 63600,0 тыс. рублей.
Между тем вопросы освоения средств бюджета Союзного государства, выделяемых на реализацию совместных программ, не раз становились темой нелицеприятных дискуссий на союзных Совминах. Так, эта тема обсуждалась в прошлом году на заседаниях союзного правительства 16 марта и 15 октября. При этом отмечалось неудовлетворительное освоение выделяемых средств на общие проекты. Критика возымела действие: в результате принятых мер уровень освоения средств, выделенных из союзного бюджета на реализацию совместных программ и мероприятий Союзного государства, существенно вырос. Так, по состоянию на 1 января 2011 года по всем видам расходов финансирование составило в 2010 году 97,3% от запланированных расходов в соответствии с бюджетной росписью на I-IV кварталы 2010 года. При этом доля Российской Федерации в финансировании расходов составила 99,2%, а доля Республики Беларусь – 94,2%.
Процент кассового исполнения расходов к бюджетной росписи составил в целом 95,7. При этом кассовое исполнение расходов на территории Российской Федерации составило 96,6%, на территории Республики Беларусь – 94,2%.
Такой уровень освоения средств бюджета Союзного государства достигнут впервые: к примеру, исполнение кассовых расходов в 2008 году составило 84,2%, а в 2009-м – 87,4%.
Не менее важными для поступательного союзного строительства будут, полагаю, и такие вопросы, вынесенные на рассмотрение Совмина, как отчет Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики,  об участии Союзного государства в мероприятиях, посвященных 20-летию образования СНГ, и другие насущные проблемы, которые стоят сегодня на союзной повестке дня.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

США-то про ИГИЛ* фуфло толкали

Олег Зинченко

С государством покрывающим террористов, теперь надо говорить только на блатном сленге, так как человеческой речи они не достойны

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также