Сколько шагов от стабильности к прорыву?
Начало нового года всегда связывают с оптимистичными перспективами. И все же для конструктивной работы полезней объективная оценка происходящего. Именно в таком ключе мы построили беседу с Францем КЛИНЦЕВИЧЕМ, заместителем председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, заместителем председателя Комитета по делам ветеранов Государственной Думы.
– Франц Адамович, в наше время стабильность, даже относительная, ценится весьма дорого. Как вы оцениваете с этой точки зрения процесс союзного строительства и российско-белорусские отношения?
– Я не буду сглаживать острые углы, потому что движение вперед предполагает объективную, бесстрастную оценку происходящего. Союзное государство существует и развивается. Но по-прежнему серьезной проблемой остается отсутствие Конституционного акта. Союз Беларуси и России сегодня опирается на законодательную базу, которая есть в обоих государствах, и, несмотря на все усилия по унификации законодательств, тем не менее существуют серьезные различия, о которые мы каждый раз спотыкаемся в решении важнейших проблем. Сложно получить прибыль от союзных программ и распорядиться ею, поскольку не проработана нормативно-правовая база управления союзной собственностью. У нас чрезвычайно сложная отчетность. И тем не менее из года в год на сессиях Парламентского Собрания мы утверждаем совместные программы, реализуем их и создаем наше общее хозяйство, которое уже сегодня работает на благо наших народов. Если вы посмотрите список этих программ, поймете, насколько они важны: все 42 программы – от социальных, оборонных до мероприятий по военно-патриотическому воспитанию. Но все же я – человек военный и не могу не обратить особое внимание на сектор оборонного и военно-технического сотрудничества. Какие бы события ни происходили вокруг Союзного государства, сегодня функционирует единая оборонная стратегия, и в рамках этой стратегии силовые министерства двух стран работают как единый слаженный механизм. Наше сотрудничество в этой сфере никогда не дает сбоев. И я считаю это важнейшим фактором стабильного развития Союзного государства в целом и российско-белорусского сотрудничества в частности. Кроме того, Союзное государство представлено сегодня во многих международных организациях – это тоже накладывает на нас определенные взаимные обязательства. Конечно, ситуация в экономической сфере больше подвержена колебаниям. У каждого государства есть свои экономические интересы и цели. Но формат Союзного государства не мешает отстаивать эти экономические интересы и искать компромиссы. Мы должны научиться договариваться. От этого зависит сегодня не только международный авторитет отдельной страны, но и репутация Союзного государства. Я думаю, что в нынешнем году будут серьезные подвижки в нашем развитии.
– К 2012 году лидеры наших стран намерены запустить механизм Единого экономического пространства. Насколько, на ваш взгляд, реальны эти планы и что может им помешать?
– Проблема в том, что у нас существует масса договоренностей, но я бы очень хотел, чтобы они наконец были закреплены в конкретных документах. Когда будут документы, тогда начнутся обязательства, тогда начнется движение. А сегодня, к сожалению, политика доминирует над экономикой. Это меня беспокоит. И все же я думаю, что у руководства наших стран достаточно опыта и мудрости, чтобы возникающее препятствие преодолеть.
Вы задали вопрос о стабильности в наших отношениях. Если проанализировать систематическую работу в формате Парламентского Собрания, то вполне можно говорить об определенной стабильности. Даже исходя из того факта, что бюджет нынешнего года мы рассматривали в декабре, а не в мае, как это часто случается, становится очевидно: все идет по плану, Союзное государство функционирует. Мы уже не изменим свою позицию по отношению к Союзному государству. Слишком сильно сориентированы друг на друга экономики России и Беларуси. И разрыв наших отношений может стать колоссальным ударом.
– Наверняка это было бы провалом и нашей внешней политики на постсоветском пространстве. Неслучайно российский премьер Владимир Путин говорил о том, что мы становимся более привлекательными для иностранных партнеров, если умеем строить отношения с ближайшими соседями…
– Конечно. От наших успехов в интеграционных процессах зависит наш внешний политический имидж. Сегодня представители Парламентского Собрания Союза Беларуси и России принимают активное участие в международной деятельности. У нас есть уже определенный авторитет в межпарламентских структурах. И мы должны по всем направлениям укреплять репутацию Союзного государства, улучшать политический климат вокруг него и совместно отстаивать интересы наших стран на международной арене.
– Очень часто в прессе российских и белорусских депутатов, объединенных в Парламентское Собрание, называют Союзным Парламентом. Получается, что выдаем желаемое за действительное?
– Я понимаю ваш вопрос. Он касается Конституционного акта. Он бы закрыл многие сегодняшние проблемы и легитимизировал нашу парламентскую власть. Но решение этого вопроса сегодня находится на уровне Высшего Государственного Совета Союзного государства, руководства двух стран. Возможно, в ближайшее время этот вопрос снова станет актуальным.
– Почему, на ваш взгляд, в СМИ так мало конкретной информации о деятельности союзных структур?
– У федеральных СМИ – другая установка: работать на высокий рейтинг и популярность, с одной стороны, а с другой – защищать национальные интересы своей страны, которые не всегда совпадают с интересами общими, союзными, наднациональными. Такую сдержанную, дипломатичную позицию «над схваткой» могут позволить себе только союзные средства массовой информации. Мы понимаем, насколько это важно, и будем впредь всеми средствами поддерживать роль и авторитет союзных изданий, Телерадиовещательный организации Союзного государства. Должен сказать, что и ваша газета вносит серьезный вклад в обеспечение прорыва на информационном «фронте». Что же касается национальных, федеральных изданий, то зарядить их нашим союзным энтузиазмом мы сможем только тогда, когда у нас будут реальные государственные органы: союзный парламент, совет министров, возможно, и единые министерства и ведомства. А пока нет смысла ни на кого обижаться. Надо совместными усилиями делать союзные издания более доступными и массовыми. Все-таки сегодня получить информацию о союзном строительстве можно через многие источники, включая Интернет. Было бы желание у людей получать такую информацию. А это желание и заинтересованность появятся тогда, когда на самом высоком уровне будет продемонстрирована политическая воля к реальному прорыву на пути интеграции.
Беседовала
Татьяна КОНДРАТОВИЧ