Образец интеграции
«Интеграция Беларуси и России в рамках Союзного государства» – с таким названием информационно-аналитический портал Союзного государства провел интернет-видеобрифинг с заведующим кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, заместителем руководителя секции внешней политики Научно-консультативного совета Парламентского Собрания, доктором политических наук Сергеем КИЗИМОЙ. После его завершения «СВ» попросила ученого подвести краткий итог состоявшемуся диалогу.
– Размышляя над перспективами Союзного государства, стоит напомнить, что его строительство началось прежде всего на экономической основе. После 1994 года, когда Президентом Беларуси стал Александр Лукашенко, началась очень активная работа по реанимации экономических связей между Беларусью и Россией. Естественно, что Беларусь, будучи «сборочным цехом» Советского Союза, в котором проходила финишная сборка готовой продукции из комплектующих, производившихся по всему СССР, очень сильно пострадала от экономического хаоса после краха Союза. Именно необходимость сохранения крупных экспортоориентированных предприятий вызвала к жизни необходимость реинтеграции с экономическим пространством России, потому что большинство поставщиков для предприятий Беларуси находится именно там. Некоторые говорят, что Россия для Беларуси в 1990-е годы сделала очень много. Это действительно так. Но точно так же можно сказать и о Беларуси в отношении России: десятки российских производств, которые в это время, скорее всего, закрылись бы, получили возможность вновь начать поставки своей продукции, комплектующих на крупные предприятия Беларуси, получили шанс на экономическую реанимацию.
Фактически Беларусь и Россия, восстанавливая экономические цепочки, спасали свои промышленные комплексы от окончательного уничтожения в условиях давления либеральной экономики, когда финансовые ресурсы из постсоветских экономик перекочевывали в более спокойное для бизнеса окружение (от Кипра до США), а предприятия по-прежнему должны были как-то функционировать без этих денег. Ведь даже сейчас Российская Федерация не восстановила промышленный потенциал на уровне 1990 года. И если бы Беларусь по образцу Латвии обрушила свой промышленный сектор в 1990-х годах и перестала интересоваться поставками комплектующих с российских заводов и фабрик, ситуация в обеих странах была бы куда хуже. Сколько бы тогда погибло десятков, а может, и сотен российских и белорусских производств, которые получили шанс на выживание в условиях интеграции и строительства Союзного государства. За экономической кооперацией с Россией подтянулась уже и политическая интеграция. Поэтому необходимо помнить, что вопросы экономической кооперации не утратили свою актуальность для стимулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Один из главных вопросов – сможет ли Союзное государство в будущем стать геополитическим магнитом для других бывших советских республик? Все зависит от действий обоих участвующих государств в этом интеграционном образовании.
Привлекательно оно будет, когда Беларусь как участница Союзного государства не будет иметь проблем с инвестиционным кредитованием из России, не испытывая нужды в поисках дополнительных ресурсов. Тогда любое постсоветское государство посмотрит и отметит – да, экономическая реинтеграция с Россией, включая определенный уровень политической интеграции, вещь действительно выгодная. Таким образом, фактически развитие Союзного государства в качестве важного имиджевого объекта для привлечения к интеграции других постсоветских республик – главная задача самого крупного участника Союза, располагающего огромными возможностями, – Российской Федерации. Если в Москве будут приняты соответствующие решения, которые сделают интеграцию с Россией на примере Беларуси привлекательной для других стран на постсоветском пространстве, притягательность Союзного государства чрезвычайно повысится.
В советское время в Беларуси активно развивали крупный промышленный комплекс с прицелом на экспорт готовых товаров, в том числе в те соцстраны, которые теперь в составе ЕС. Сейчас ситуация даже улучшилась. Беларусь находится на границе громадного европейского рынка в 500 миллионов потребителей. В данный момент это один из самых больших рынков сбыта в мире, на равных конкурирующий с США. Поэтому практически любое предприятие, которое на основе современных технологий и обильного инвестирования, с продуманным бизнес-планом и хорошими маркетинговыми специалистами будет построено Россией на территории Беларуси, станет, несомненно, прибыльным.
Некоторых в процессе развития Союзного государства пугает якобы необходимая утрата суверенных полномочий. Но с необходимостью утраты суверенитета трудно согласиться, она вовсе необязательна. Все зависит от того, как строить Союзное государство. Если отказываться от суверенных полномочий – это одна картина, которая найдет очень мало сторонников. Но Союз можно строить и без отказа от суверенных полномочий, а с получением новых возможностей. Здесь нужно думать и обсуждать самые различные варианты. К примеру, готова ли Россия в рамках Союзного государства поделиться с Беларусью своим ядерным потенциалом? Конечно, мы знаем, что не готова, так как эта прерогатива остается за Москвой как за членом Совета Безопасности ООН. В то же время Россия готова к использованию всех военных возможностей для защиты Республики Беларусь от возможных военных угроз. Как и Беларусь для защиты России. Общая выгода есть, а ущемление суверенитета отсутствует. Поэтому самый лучший вариант союзной интеграции – когда ни одна страна свой суверенитет не ограничивает. И в данный момент Союзное государство находится на той грани, когда мы не видим серьезного ущемления суверенитета ни со стороны России, ни Беларуси по всем базовым полномочиям суверенного государства. А позитив определенно есть.